Loading color scheme

«Зеленые пространства» и развитие когнитивных способностей у младших школьников

Green spaces and cognitive development in primary schoolchildren. Payam Dadvand, Mark J. Nieuwenhuijsen, Mikel Esnaola, et al. PNAS. 2015. Vol. 112. No 26. Р. 7937–7942.

В статье рассматривается зависимость между растительностью, окружающей детей, и даже просто зелеными поверхностями, и развитием их когнитивных способностей. В ходе исследования авторы изучили 2593 ребенка в возрасте от 7 до 10 лет, которые учатся в 36 различных школах Барселоны (Испания). Исследование длилось 1 год. За это время дети с периодичностью раз в 3 месяца проходили тесты, определявшие развитие их познавательных способностей. Затем результаты этих тестов сопоставлялись со спутниковыми данными, показывавшими, как много растительности находится рядом с домом этого ребенка, по той дороге, которой он ходит в школу, и вокруг самой школы. Оказалось, что зелень рядом с домом почти не влияет на развитие детей, а вот у тех школьников, у которых по дороге и рядом со школой было больше зелени, память и внимание развивались за этот период в среднем на 5% лучше. Мало того, когда ученые добавили еще один фактор – уровень загрязнения окружающей среды (который тоже в какой-то степени определяется наличием или отсутствием растений), то зависимость возросла во много раз и составила от 20 до 65%. Этот факт, который, подтверждается и другими независимыми исследованиями, можно объяснять по-разному. Были высказаны предположения, что в «зеленой» среде меньше отвлекающего детей шума или что они чаще играют на улице. Существует и красивая гипотеза о существовании заложенной в нас эволюцией «биофилии». Она говорит о том, что у людей, в течение многих тысячелетий развивавшихся среди зеленых пейзажей, выработалась психологическая потребность смотреть на них. То есть, не растения помогают развитию детей, а их отсутствие срабатывает как препятствующий развитию фактор.

В.В. Стрекопытов