Loading color scheme

Отношение к идеологически отличным новостям и мнениям в Facebook

Exposure to ideologically diverse news and opinion on Facebook. Eytan Bakshy, Solomon Messing, Lada Adamic. Science. 2015. Vol. 348. No 6239. P. 1130–1132.

В течение многих лет политологи исследовали вопрос о влиянии социальных сетей на политические воззрения в обществе. Специалисты замечали, что регулярное чтение новостной ленты, к примеру, в Facebook, формирует такие взгляды у пользователей, что они становятся менее терпимыми к иным политическим течениям. Новостная лента устроена таким образом, что она подбирает посты, согласующиеся с интересами пользователя, и отфильтровывает все остальные. К примеру, новостные ленты либералов и консерваторов будут сильно отличаться друг от друга, в результате чего им будет сложнее понять взгляды друг друга. «Фильтрующим пузырем» специалисты называют персонализированное пользование Интернетом, которое создается благодаря работе различных алгоритмов, созданных технологическими компаниями. По большей части такая фильтрация довольно полезна, однако в некоторых случаях, к примеру, при проведении покупок в Сети, пользователи также получат разную информацию, которую им выдадут по результатам анализа их предыдущих запросов – данных, часто собранных без их согласия. Авторы исследования сосредоточились на проблеме политической поляризации и решили выяснить, какой вклад в это явление привнесли новостные ленты в социальных сетях. Просмотр «новостей» сегодня – не просто чтение новостей друзей и сообществ, изложенных в хронологическом порядке. Так, компания Facebook использует определенный алгоритм фильтрации, чтобы ранжировать эти сообщения, и чем больше человек пользуется социальной сетью, тем сильнее подстраивается под него этот персонализированный алгоритм. Данный алгоритм не только влияет на то, насколько интересно будет человеку листать новости в Facebook. Авторы утверждают, что представители различных политических воззрений – к примеру, либералы и консерваторы – редко узнают о проблемах, касающихся «противоположного лагеря», поскольку их запросы не указывают на заинтересованность в этом вопросе. Из-за этого политически ангажированные люди не узнают о темах и идеях друг друга, если не придерживаются схожих взглядов. Это приводит к политической поляризации. Авторы проводили свой эксперимент на взрослых американцах, которые заходят в Facebook по крайней мере 4 раза в неделю. В итоге ученые получили данные о 10 миллионах испытуемых, чьи политические взгляды разнесли по шкале от –2 (крайне консервативные) до +2 (крайне либеральные). Политическая направленность каждого поста в ленте новостей определялась политическими взглядами пользователя, который разместил этот пост на своей странице. Сравнивая две группы постов – одобренные и неодобренные алгоритмом релевантности – исследователи обнаружили, что Facebook действительно создает эффект эхо-камеры. Однако этот эффект далеко не столь существенный. Авторы утверждают, что «фильтрующий пузырь» понижает лишь на 1% вероятность попадания универсальных статей к пользователям тех или других политических взглядов. Наибольшее влияние на получаемую информацию имеют сами пользователи. Исследование показало, что люди сами склонны к замыканию в собственном информационном поле, а алгоритмы формирования ленты новостей Facebook лишь помогают им в этом.

В.В. Стрекопытов