Loading color scheme

Вадим Бугаев: "Мы - уникальный проект для российской экономики"

Мы уже писали о проекте компании «Восток Уголь» по развитию Таймырского угольного бассейна, в который вошли: создание центра добычи высококачественных углей и строительство стратегически значимой для Арктической зоны России транспортной инфраструктуры — железной дороги и двух портов. Проект, который является составной частью создания Таймыро-Туруханской опорной зоны на севере Красноярского края, был представлен на Международном арктическом форуме в Архангельске. Генеральный директор УК «Восток Уголь» Вадим Бугаев на полях форума рассказал журналу «Редкие земли» о перспективах проекта.

Сейчас все говорят о том, что эпоха углеводородов вот-вот закончится. Вы же развиваете проект, связанный с углем. Как это можно оценить — как ренессанс или как шаг назад? Очевидно, что наш уголь востребован, раз вы планируете под него строить железную дорогу и два порта. В чем преимущество вашего проекта?

Наш проект уникален для России, потому что это редкость, когда реальным сектором экономики занимается частная компания без государственного и банковского финансирования. Мы благодарим судьбу за то, что нам не пришлось связываться ни с кредитами, ни с государством: у нас нет обременений, нет обязательств, и мы развиваемся в том направлении и в той динамике, которые требуются нам. 

Вы настолько оптимистично оцениваете перспективы проекта, что готовы вкладывать в него большие средства?

Да, во-первых, марка нашего угля — антрацит — убивает любой пессимизм! Это одна из самых дорогих марок, дороже только некоторые марки коксующихся углей. Во-вторых, — это возможность прямых отгрузок покупателям, без использования железной дороги. То, что, по большому счету делает нерентабельными многие проекты — это наши тарифы на железнодорожные перевозки, нехватка вагонов и наша бюрократия. Если кто-то сталкивался с тем, как согласовать месячную подачу вагонов, знает — это просто ад. И это в одном отделении железной дороги, а если ты везешь по БАМу или по Транссибу на Дальний Восток, или везешь через центральную часть России на запад, то проходишь все круги ада. 

Вас не пугает полное отсутствие инфраструктуры в регионе? Вы готовы полностью все создать сами?

Наш проект с самого начала рассчитан сам на себя. 

А трудовые ресурсы?

Сейчас работаем по вахтовому методу — от двух до четырех месяцев, в зависимости от категории специалиста, например водитель — два месяца, ИТР — три-четыре месяца, а потом — 20 дней отпуск. Мы поставили модульные городки, модульные склады, резервуары — все модульное, легковозводимое. Капитального строительства пока нет, но оно тоже будет: к концу 2018 года начнем возводить что-то капитальное и в городке. Во многом нам помог поселок Диксон: первое общежитие было в Диксоне, первая помощь — от главы Диксона, главы Таймырского района и от губернатора Красноярского края. Помощь была. 

На какой стадии сейчас находится проект? Как вы сами оцениваете этапы и сроки?

Сейчас у нас проходят промышленные испытания. Наш потребитель — это Европа, и в 2016 году наш уголь сжигался на ТЭЦ Германии, Швейцарии и Норвегии. Но, к сожалению, куда бы мы не привезли у нас, в Архангельск или Мурманск — он не востребован: антрацитовых ТЭЦ в этой части России нет. Антрацит — высококалорийный уголь, если засыпь его в обычный котел или топку, он сожжет все. В ближайшее время мы получим официальное разрешение на добычу, и поисково-разведочная лицензия будет переоформлена на добычную. В этом году мы планируем отгрузить до миллиона тонн угля. Мы уже отгрузили в порту «Чайка» (это порт нашей компании) технологическую крупнообъемную пробу, которую добыли в прошлом году. Сейчас у нас важное событие — первые два «сорокотысячника» были загружены на «Чайке» и ушли в Амстердам. Примечательно, что это первые крупнотоннажные корабли на Севморпути. Через два года мы будем возить около четырех миллионов, а через три — около десяти, и тогда мы станем на 90% формировать загруженность этих крупнотоннажных судов. 

Текст: Владислав Стрекопытов