Loading color scheme

Большой ветроэнергетический проект России

На форуме «Открытые инновации», который прошел в Москве, отдельная сессия была посвящена возобновляемым источникам энергии (ВИЭ). На заседании круглого стола этой сессии присутствовал журнал «Редкие земли».

Бурное развитие отрасли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) на протяжении последних 10 лет во многом обусловлено масштабной государственной поддержкой. Однако многие страны начинают сокращать масштабы финансирования и требовать от компаний постепенного перехода на окупаемость. Каковы основные тенденции в сфере возобновляемой энергетики? Нужно ли сокращать объем государственных инвестиций? Стоит ли России усиливать поддержку ВИЭ или стоит подождать, пока развитие технологий в других странах обеспечит экономическое превосходство? Есть ли принципиальные различия для государственной поддержки различных видов ВИЭ? Локализация: нужно ли выделять субсидии и развивать свое производство или все же пользоваться зарубежными аналогами? 

Обо всем этом шла речь на круглом столе «Возобновляемая энергетика в России. Догнать или перегнать?», на котором присутствовали представители РОСНАНО, Минэнерго, РусГидро, Росатома, российских и зарубежных компаний, реализующих проекты по ВИЭ. Однако главной темой стало обсуждение пилотного проекта «Ульяновский Ветропарк» — первого этапа грандиозного проекта, итогом которого станет строительство в России ветровых энергетических установок общей мощностью 1000 МВт.

Ульяновский ветропарк — первый в России пример создания промышленной ветроэлектростанции, которая будет работать на оптовом рынке электроэнергии, а продукция будет поставляться в единую энергосистему России. Все ныне работающие в России энергетические ветроустановки привязаны к конкретным объектам, снабжают энергией конкретные предприятия, но до сих пор еще ни одна не стала частью общенациональной энергосистемы. Суммарная мощность установок Ульяновского ветропарка составит 35 МВт. Этого достаточно для электроснабжения небольшого города или крупного микрорайона. Реализует проект финская энергетическая компания Fortum.

2553
Рассказывая об уникальности проекта ветрогенерации в России глава РОСНАНО Анатолий Чубайс отметил следующие его технологические особенности:
- сложнейшие технологии вакуумной инфузии для изготовления огромных 60-метровых стеклопластиковых ветряных лопастей — суперсовременное производство в Ульяновске;
- уникальная технология изготовления прочностных элементов и лонжеронов из углепластика;
- строительство башен из толстостенного стального листа со сверхжесткими требованиями к силовым соединениям — высота башен 96 метров.
Помимо этого разворачивается производство комплектующих и технического оборудования. Речь идет о создании минимум 7-8 крупных производств в четырех регионах России, обеспечивающих более 20 тысяч рабочих мест. Интересно и то, что каждое из создаваемых технологических направлений является инновационным, требующим поддержки со стороны прикладной науки, что в свою очередь повлечет за собой рост образовательного потенциала. Уже сейчас в Ульяновском государственном техническом университете создается кафедра по ветроэнергетике. Аналогичные кафедры могут появиться и в ведущих московских вузах. Это настоящий мощнейший промышленный кластер.

Если оценивать суммарно инвестиционный потенциал возобновляемой энергетики (солнечная, ветровая, энергетическая переработка мусора), то речь идет о сумме около 1 трлн рублей.

«Я не знаю второго проекта такого масштаба в современной России, особенно на фоне нашего прошлогоднего экономического спада, на фоне пессимизма, который у нас царит в экономике и промышленности, — сказал Анатолий Чубайс. — Это реальная сфера колоссального научно-экономического прогресса».

Что касается вопроса, вынесенного в название сессий — «догнать или перегнать?— то он звучит совсем не риторически. В России уже сегодня производятся солнечные панели с коэффициентом полезного действия 22,7%. Это один из лучших показателей в мире, такую продукцию можно поставлять на экспорт. По ветряной энергетике пока еще нужно догонять. И здесь глава РОСНАНО предложил действовать в соответствии с той же стратегией, что была применена при развитии солнечной энергетики: трансфер зарубежных технологий — технологический апгрейд — создание конкурентоспособного отечественного продукта, обладающего экспортным потенциалом. 

Отрасль солнечной энергетики Анатолий Чубайс привел в качестве примера, подчеркнув: «Такая отрасль в экономике до самого недавнего времени не существовала. Более того, многие весьма серьезные специалисты были глубоко убеждены, что она в России невозможна вообще. Тем не менее, она уже возникла. Это экологически продвинутая, энергоэффективная сфера».

2554 

Первый заместитель генерального директора ГК «Росатом» Кирилл Комаров, отвечая на вопрос о роли Росатома в проекте по развитию ветровой энергетике, сказал: «Мы не просто высокотехнологичная компания, мы компания индустриальная. Мы не инвестиционный фонд, и инвестируем мы только туда, где мы понимаем, «как это устроено» или где мы имеем соответствующие технические возможности. В этом смысле в ветроэнергетике для нас уникальным образом сошлись многие наши компетенции, которые и до реализации этого проекта были в нашем распоряжении: мы умеем производить электроэнергию, мы умеем реализовывать энергетические проекты в России, мы понимаем, что такое работать с государством, в том числе на принципах договора на поставку мощности, мы понимаем, что такое строить энергетические объекты. И самое главное, что очень важно, — в отличие от многих стран мира, где государство готово в какой-то форме субсидировать или поддерживать развитие ВИЭ без привязки их к национальным обязательствам, наше правительство заняло очень четкую позицию, когда объявило, что дополнительный (повышенный) платеж в рамках договора на поставку мощности будет только в том случае, если будет обеспечен определенный уровень локазизации. Это с нашей точки зрения абсолютно логично, потому что именно таким образом государство поддерживает не только развитие ВИЭ, но и поддерживает развитие промышленности и экономики в стране в целом. А для нас это — дополнительная возможность выпускать оборудование для ветроэнергетики». 

Напомним, что ГК «Росатом» является крупнейшим производителем углеволокна в России, и для нее это уникальная возможность перейти на следующий этап производственной цепочки — от производства материалов к производству готовых изделий — лопастей для ветроустановок. 

2555
Рассказывая о реализации пилотного проекта, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов сказал: «Первый этап проекта пройден, — сказал Сергей Морозов. — Мы сейчас очень четко понимаем, как мы будем заниматься локализацией. Мы вместе с Правительством разработали законодательные меры, позволяющие мировым компаниям приходить и не бояться за те инвестиции, которые они вкладывают, понимая, что они достаточно быстро окупятся». 
Губернатор подчеркнул, что, по его мнению, «не надо никого догонять», а надо вместе с лидирующими мировыми энергетическими компаниями совместно работать на территории России. Определяя задачи на будущее, Сергей Морозов среди них особо выделил две — создание систем хранения энергии промышленного масштаба и подготовка специализированных кадров.

Текст и фото: Владислав Стрекопытов