Loading color scheme

В Госдуме обсудили проблему охраны атмосферного воздуха

В Госдуме прошли парламентские слушания на тему «Совершенствование государственной политики охраны атмосферного воздуха». 

В рамках слушаний обсуждались четыре блока вопросов: 
1) переход на наилучшие доступные технологии в целях минимизации загрязнения атмосферного воздуха;
2) механизм «сводных расчетов» загрязнения атмосферного воздуха и квотирование выбросов загрязняющих веществ;
3) снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий;
4) стимулирование использования экологически чистого транспорта и внедрение современных систем управления транспортом в населенных пунктах с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха.

Комитет Госдумы по экологии и охране окружающей среды, под эгидой которого проходили слушания, для себя обозначил 2018 год годом охраны атмосферного воздуха, потому что, как сказал глава комитета Владимир Бурматов «с одной стороны накопилось очень много нерешенных проблем и вопросов, которые волнуют граждан, а во-вторых не так давно тематика качества атмосферного воздуха и его нормативного обеспечения была поднята и стала одной из главных тем Послания Президента РФ Владимира Путина».

Охрана атмосферного воздуха — вопрос, который без преувеличения касается всех граждан нашей страны. Предметная работа в этом направлении была начата в рамках завершившегося в России Года экологии. Сейчас эта работа продолжается и на уровне Государственной думы и на уровне министерств и Правительства РФ.

Улучшению состояния атмосферного воздуха должна способствовать реализация Федерального закона № 219-ФЗ от 21.07.2014 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», предусматривающий переход крупных предприятий-загрязнителей (объектов I категории) на технологическое нормирование исходя из имеющихся в стране наилучших доступных технологий (НДТ). 

С 1 января 2019 года 300 крупнейших предприятий-загрязнителей должны начать переход на НДТ, подав заявку на получение комплексного экологического разрешения, и обеспечить модернизацию производств. Однако, правовое поле для такого поля в полном объеме пока не создано. 

Владимир Бурматов подчеркнул, что Минприроды до сих пор не приняло 14 нормативных актов, непонятно, кто будет устанавливать требования к предприятиям, нет четкого понимания, что будет, если технологические нормативы не будут соблюдены. Без принятия указанных актов начать переход на технологическое нормирование с 2019 года будет невозможно. 

«Новая система нормирования должна охранять и человека, и окружающую среду, но следует определиться, как именно. При этом до начала срока осталось чуть больше девяти месяцев, а в Послании Президента четко обозначено — переносов не будет», — отметил глава думского комитета. 

По поручению Председателя Государственной думы В.В. Володина был разработан план реализации тезисов, озвученных в Послании Президента РФ Владимира Путина. Задача профильных комитетов Госдумы — обеспечить нормативное регулирование, необходимое для решения этих задач. Но процесс тормозится Министерством природных ресурсов и экологии РФ.

После заседания мы встретились с председателем комитета Государственной Думы РФ по экологии и охране окружающей среды Владимиром Владимировичем Бурматовым и попросили его прокомментировать ситуацию.

Владимир Бурматов сообщил, что две недели назад на встрече в Челябинске с министром природных ресурсов и экологии РФ Сергеем Донским со стороны Минприроды прозвучало заверение о том, что через неделю документы будут готовы, однако на сегодняшних слушаниях представитель Минприроды Виктория Венчикова попросила о новой отсрочке, пообещав, что до конца года все нормативные акты будут приняты. 

«Мы ожидали, что сегодня все-таки будет поставлена точка в этом вопросе. Прежде всего, в регионах надеялись, что Правительство внесет в Государственную думу законопроект по сводным расчетам и законопроект по «донастройке» 219-го федерального закона. Это сейчас две наиболее болезненных темы с точки зрения отсутствия нормативных оснований для «принуждения» предприятий-загрязнителей и транспорта к сокращению выбросов. 
Это же президентское поручение! Президент вынужден был вернуться к этому вопросу спустя полтора года, подняв эту тему в Послании. А движения не происходит».

«Для нас это очень неприятная ситуация, — сказал Владимир Бурматов, — но мы понимаем, что делать. Сейчас мы будем выносить этот вопрос на уровень Председателя Правительства. 
Ответственный бизнес к переходу на НДТ готов. Уже есть предприятия, которые поставили счетчики за свой счет. Они на свой имидж работают таким образом». 

При этом предприятия-лидеры в области перехода на НДТ могут оказаться в неприятной ситуации, если окажется, что оборудование, которое они уже установили, не будет соответствовать нормативным документам, выпущенным Министерством природных ресурсов и экологии. 

Владимир Бурматов призвал Минприроды и Правительство РФ ускорить подготовку и принятие нормативных актов, необходимых для своевременной реализации Федерального закона № 219-ФЗ.

Текст и фото: Владислав Стрекопытов