Loading color scheme

Общественная палата предлагает стратегию в сфере обращения с отходами

В Общественной палате РФ состоялся брифинг, посвященный подписанному в день инаугурации Президента указу «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Особый акцент был сделан на вопросы экологии, затронутые в данном указе. 

Представители Общественной палаты РФ — Секретарь ОП РФ Валерий Фадеев и председатель Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды Альбина Дударева — в своих выступлениях озвучили конкретные предложения, в частности касающиеся стратегии обращения с твердыми коммунальными отходами. 

3009
Валерий Фадеев: «Важнейшая тема, затронутая в указе Президента — охрана природы и экология. Она вышла на первые позиции в последнее время. Куда не приедешь, везде эта тема острая. В Москве и Подмосковье эта проблема стала острейшей. Только в Московской области 12 очагов социальной напряженности — везде, где расположены большие мусорные полигоны. Люди не хотят, чтобы работали полигоны. Там, где планируется строительство мусоросжигательных заводов, люди не хотят, чтобы строились такие заводы. Идет разговор о том, чтобы вывозить московский мусор в соседние регионы. И в соседних регионах люди не хотят, чтобы к ним привозили московский мусор и так далее.

Нужно системное решение этой проблемы. И у нас есть понимание того, как системно решить эту проблему. Мы считаем, что надо идти на очень серьезные шаги. Начинать надо с создания большого мощного федерального оператора по управлению потоком мусора в стране. Я сейчас не говорю о незаконном потоке мусора. Даже законный поток мусора сегодня неправильно обрабатывается. Например, полигон в Ядрово до недавнего времени принимал в 2,5 раза больше мусора, чем позволяет норматив. Здесь нужна в первую очередь, как это ни радикально звучит, национализация мусорных полигонов. Этот федеральный оператор должен будет работать с частными компаниями, фактически задавая стратегию и распределяя заказы. 
Безусловно, нужно сортировать мусор. Мы никуда от этого не денемся. Нынешний поток мусора нельзя больше закапывать не только в подмосковные земли, но и в земли ближайших регионов». 

Валерий Фадеев отметил, что примерно 50% мусора возможно пустить на вторсырье. Другую половину надо будет надлежащим образом обрабатывать, часть сжигать, а часть вывозить в другие регионы, в малонаселенные места.

«Вывозить автомобилями невыгодно, и надо будет подключать железные дороги. Для этого надо создавать специальные терминалы, специальные вагоны. Здесь будет серьезный заказ для промышленности. И только так, комплексно, можно будет решить эту проблему, уменьшив нагрузку и на Подмосковье и на соседние регионы, потому что большая часть мусора будет идти либо на вторсырье, либо сжигаться». 

В связи с необходимостью решения экологических задач при Общественной палате РФ создается Координационный совет по вопросам экологической безопасности, в который войдут руководители общественных советов всех министерств и ведомств, имеющих отношение к охране природы, представитель Совета безопасности, представитель Академии наук на уровне вице-президента, А.Е. Дударева как председатель Комиссии Общественной палаты по экологии и охране окружающей среды. Возглавит Координационный совет сам Валерий Фадеев.

«Если бюрократия не в состоянии предложить решение, то мы, общественники будем предлагать решение. Мы будем предлагать проекты решений и требовать через общественные советы реализации этих решений» — подчеркнул Секретарь Общественной палаты. 

3010
Альбина Дударева: «Достойной жизни наших граждан без нормальной окружающей среды быть не может. Данный указ показал повышенное внимание руководителя государства к проблемам, которые накопились. Те, кто связаны с охраной природы, этот указ уже назвали прорывным, потому что в нем обозначены четкие цели. Нам необходимо наладить систему обращения с отходами: освободиться от свалок, ликвидировать накопленный экологический ущерб, повысить качество водных ресурсов и повысить экологическое сознание населения страны. 

Сознание людей уже изменилось, они начали требовать, чтобы на тему экологии обратили внимание. Мы все видим эти протестные настроения людей против существующей сегодня ситуации. Общественная палата сегодня уже имеет поручение Президента проанализировать действенность мер по обеспечению переработки твердых бытовых отходов, а также предоставить предложения по обеспечению учета мнения граждан РФ. Нашими экспертами был проведен определенный анализ и были сделаны следующие выводы. 

Попытка организации отдельных проектов в сфере обращения с отходами на территории ЦФО не состоялась. Инфраструктура для предотвращения экологического ущерба от этой деятельности не создана. Отдельно взятые субъекты РФ, наделенные сегодня полномочиями по созданию этих объектов, столкнулись с протестами против любого строительства. Люди не хотят ни полигонов, ни сортировочных станций, ни мусоросжигательных заводов. Нет доверия к власти, нет доверия к бизнесу. На последнем митинге в Московской области люди пришли и сказали «нет» инвесторам, которые собирались развивать территорию, делать экотехнопарк. 

Существующая стратегия передачи ответственности за создание системы обращения с отходами в частные руки в городе Москве не дала эффекта. Частный бизнес не приступил даже к проектированию объектов. За 6 лет, начиная с 2012 года они не нашли возможности даже запроектировать объекты, истратив при этом почти 50 млрд рублей. Продолжается незаконное размещение отходов. Не контролируется ни качество, ни количество размещаемых отходов. Когда мы говорим о ликвидации накопленного экологического ущерба, мы не понимаем, как это сделать, потому что вся нормативно-правовая база в части рекультивации устарела, потому что она была предназначена для объектов. А объектов нет. Есть огромные свалки. Как их можно рекультивировать, если мы не знаем, что в них лежит и какие химические процессы происходят? 

Так как на сегодняшний день инфраструктура не создается ни государством, ни бизнесом, протесты населения нарастают. И поручения Президента в части создания системы обращения с отходами, где он призывает нас вовлекать вторичные ресурсы, обратить внимание на отходы 1-го и 2-го класса — особо опасные, и начать их обезвреживать, к сожалению пока не выполнены. Конечно, необходимо строительство экотехнопарков, высокотехнологичных объектов по переработке отходов. Предложения Общественной палаты заключаются в следующем. 

Первое — это создание государственной компании. Этого требуют люди. У бизнеса другая функция. У них функция — извлечение прибыли. А нам нужна функция — обеспечение экологической безопасности. Нужна государственная компания, способная построить объекты не для извлечения прибыли, а для того, чтобы людям обеспечить безопасность существования рядом с этими объектами. Эта компания должна заниматься не только обезвреживанием отходов, но и работой с вторичными ресурсами. Сегодня должны быть созданы новые рынки. Многие эксперты показывают экономическую эффективность работы с вторичными ресурсами. Если построить сортировочные станции, только в ЦФО в экономику товаров можно вернуть почти 70 млрд рублей в год. А нам предлагают другую стратегию — все это сжигать. Нам не нужна просто электроэнергия. Мы не против термической переработки отходов, но сжигать надо только то, что необходимо сжигать. 

Второе — это национализация полигонов. Сейчас мы с чем сталкиваемся: отдается земля в аренду, арендатор там размещает отходы, а потом убегает, не рекультивировав. Конкретный пример — Кучино. Либо начинают просить поддержки у государства на рекультивацию. Но затраты на рекультивацию должны были быть заложены в проекте. Поэтому наше предложение — все полигоны отдать в государственные руки. Либо сделать государственно-частное партнерство, чтобы в системе управления данных объектов обязательно находились государственные чиновники.

Еще одно предложение: не дожидаясь строительства мусоросжигательных заводов построить вокруг Москвы в срочном порядке 10-15 высокотехнологичных сортировочных станций. Настаиваем на рассмотрении этого предложения при любом варианте — хоть при сжигании, хоть при дальнейшем размещении отходов. Благо ресурсов для переработки вторичного сырья у нас много. Перерабатывается бумага, металлолом. Если с качеством вторсырья работать, это востребованный товар, его можно даже вывозить за границу. 

В сфере обращения с отходами очень серьезную роль играет логистика. Поэтому, разместив вокруг Москвы сортировочные станции, уже 50% отходов мы можем вернуть во вторичный оборот, а остаток увезти железнодорожным транспортом в неселитебные территории». 

Вопрос журнала «Редкие земли»: Наш журнал одним из первых написал о возможности использования РЖД для вывоза твердых бытовых отходов. Есть ли у Общественной палаты предложение, куда будут вывозиться отходы при такой схеме, и что с ними будет происходить дальше?

Валерий Фадеев: «Схемы пока нет. Очевидно, что надо искать эти малонаселенные зоны и дальше договариваться с местными властями и с населением. Нельзя сказать населению: вот тут будет свалка. Так нельзя, потому что степень социального напряжения уже слишком велика, дело зашло слишком далеко. Надо было лет 10 назад начинать заниматься этим. Конечно, здесь технологические вопросы возникают: какие будет вагоны, как будет грузиться мусор, как будет разгружаться мусор. Я знаю, что в РЖД готовы и отдают себе отчет в том, что это может быть вполне рентабельный проект».

Текст и фото: Владислав Стрекопытов