Loading color scheme

Подход к оценке запасов должен быть универсальным

В Москве, на территории МГИМО МИД России состоялась международная конференция «Гармонизация подходов при оценке запасов и ресурсов полезных ископаемых». Главной целью конференции было определение потенциала использования рамочной классификации ресурсов ООН (РКООН) для привлечения инвестиций с целью изучения и устойчивого освоения недр России и государственного планирования.

Организаторами конференции выступили Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН), Министерство природных ресурсов и экологии России, Министерство энергетики России, МГИМО МИД России. В рамках конференции прошли: пленарное заседание, а также круглые столы по направлениям, в том числе круглый стол Европейской экономической комиссии по гармонизация национальных классификаций стран Азии между собой и с международными системами. 

Основные темы конференции: ключевые задачи развития инвестиционного потенциала недр; возможность использования РКООН для развития национальных экономик, включая разработку политик правительств и компаний в управлении ресурсами и финансовой отчетности; гармонизация российских классификаций запасов и ресурсов с РКООН, PRMS и CRIRSCO для привлечения инвестиций и государственного планирования (круглые столы по углеводородному сырью и твердым полезным ископаемым); создание и развитие институтов компетентных лиц (экспертов) и национального аудита запасов в странах-членах Европейской экономической комиссии ООН как путь повышения надежности и прозрачности оценки и управления запасами.

В работе конференции приняли участие: ректор МГИМО, академик РАН Анатолий Торкунов, председатель Экспертной группы по ресурсным классификациям при Европейской экономической комиссии ООН Дэвид МакДоналд, заместитель Министра энергетики РФ Анатолий Яновский, генеральный директор Государственной комиссии по запасам Российской Федерации, Первый заместитель Председателя Экспертной группы по ресурсным классификациям при Европейской экономической комиссии ООН Игорь Шпуров, представители стран-членов Европейской экономической комиссии ООН, представители Министерства природных ресурсов и экологии России, Министерства энергетики России, Министерства финансов России, Министерства промышленности и торговли России, Федерального агентства по недропользованию, Государственной комиссии по запасам, добывающих и консалтинговых компаний, российских и международных финансовых организаций.

«Гармонизация российской классификации и классификации ООН имеет несколько ключевых целей», — отметил в своем выступлении Игорь Шпуров. — «Во-первых — это международное признание российской классификации. Важна также возможность использования российской классификации для привлечения инвестиций, прежде всего российских. Мы обсуждали эту возможность и с банками, и с компаниями, и все выразили свое понимание и готовность сделать этот шаг. Центральный банк подтвердил, что он тоже в принципе готов. А Связующий документ позволит нам на основе уже российской классификации привлекать и инвестиции зарубежных банков.
И третья возможность, которую дает нам связующий документ, это создание единых правил, гармонизирующих отношения между государством, обществом и инвесторами при освоении месторождений полезных ископаемых». 

По окончании конференции мы получили комментарии экспертов по поводу значимости обсуждаемой повестки.

Виктор Бадакер: «Чем лучше мы будем понимать друг друга, тем легче будет жить и работать»

3064

Виктор Бадакер — региональный советник отдела устойчивой энергетики Европейской экономической комиссии ООН. Одним из направлений работы комиссии является создание Рамочной классификации запасов (РКООН) 

На каком этапе находится сегодня процесс гармонизации новой российской классификации запасов углеводородам с РКООН?

Создан так называемый Связующий документ — Bridging Document. Его задача — связать классификацию ООН с российской, для того чтобы можно было говорить на одном языке. Сейчас Россия начинает пока с топливных ископаемых, а потом будет переходить и к твердым полезным ископаемым. Но это дело российской стороны. Мы со своей стороны приветствуем создание этого Связующего документа. После этого классификация ООН может, образно говоря, читаться на русском языке. Она, несомненно, будет помогать потенциальным инвесторам, зарубежным специалистам, которые сегодня не понимают, что такое запасы категории «А» и так далее. 

Как вы думаете, насколько данный процесс сделает российский горнодобывающий сектор более привлекательным для зарубежных инвестиций?

Наша комиссия не представляет интересы бизнеса или отдельных стран. Мы считаем, что это будет очень полезно для самой России, поскольку это позволит говорить на одном языке с зарубежными инвесторами и специалистами. 

Насколько новая российская классификация запасов и ресурсов углеводородов соответствует стандартам РКООН?

Классификация ООН носит рекомендательный характер, мы ее не навязываем ни одной стране. Новая российская классификация сделана под интересы России. Связующий документ «перекидывает мостик» между этими двумя классификациями, своеобразный «переводчик». Сейчас такие же связующие документы готовит Китай и другие страны. А чем лучше мы будем понимать друг друга, тем легче будет жить и работать.

Игорь Шпуров: Теперь дело за Центробанком

3065

Игорь Шпуров — генеральный директор Государственной комиссии по запасам Российской Федерации, Первый заместитель Председателя Экспертной группы по ресурсным классификациям при Европейской экономической комиссии ООН

Игорь Викторович, что нужно сделать, чтобы Связующий документ между между РКООН и новой Российской классификацией углеводородов заработал в полную силу?

Он уже работает. Сейчас мы проходим процедуру Сase studies — стадию обкатки, когда на примерах конкретных месторождений сравниваются различные категории, различные классификации. Мы смотрим, где совпадает, где не совпадает, и если не совпадает, то почему. Это уже вопрос притирки. Мало принять сам Связующий документ. Чтобы система заработала, нужно чтобы на методическом уровне мы понимали нюансы сопоставления. И происходит сравнение не только российской классификации с классификацией ООН, а также сравнивается российская классификация с западными классификациями через РКООН. После того, как пройдет этап Сase studies, основной этап согласований будет пройден. 

После этого новая классификация заработает автоматически или для этого потребуются какие-то дополнительные законодательные акты?

Нет, ничего не потребуется. Госдуме этот документ сам по себе не очень нужен, так как он не влияет на внутреннее регулирование. Этот документ нужен, чтобы наша классификация могла применяться для инвестирования проектов по геологоразведке и освоению полезных ископаемых. Он нужен для того, чтобы можно было выходить на зарубежные банки. Но для начала мы должны убедиться в том, что российские банки могут работать по новой классификации. А самым важным является то, чтобы Центробанк разрешил ее использовать, а в идеале — даже обязал ее использовать. 

То есть пока в банковской системе новая классификация не работает?

Она работает, но банки пока продолжают работать по западной классификации PRMS (Petroleum Resources Management System), пока нет иных указаний Центрального банка. Одновременно работают две классификации: российская классификация, которая используется на уровне государства — в административных целях, с целью регулирования, лицензирования, применения каких-то стимулирующих механизмов, льгот; и западная классификация, которая используется для целей привлечения инвестиций и оценки биржевой стоимости. Введением новой системы мы хотим этой двойственности избежать. 

Как вы считает, скажется ли введение новой классификации на увеличении потока инвестиций в нефтегазовую отрасль?

Конечно потенциальным инвесторам, банкам нужен какой-то механизм, который бы являлся альтернативой существующему механизму. Существующий механизм всех устраивал, пока не начались санкции. А сейчас все понимают, что нужно создавать свой механизм, который при этом будет встроен в мировую систему через классификацию ООН. 

Какой срок, по вашим прогнозам потребуется на то, чтобы проделать аналогичный путь по гармонизации российской классификации для твердых полезных ископаемых?

Нам нужно сделать первый шаг — принять новую классификацию по твердым полезным ископаемым. После этого, по моим прогнозам, потребуется два года для того, чтобы подготовить наши внутренние методические указания и прочие документы. И потом еще около полутора лет в ООН. 

Сергей Никишичев: На очереди — твердые полезные ископаемые

3066

Сергей Никишичев - директор консалтинговой компании IMC Montan

Связующий документ между РКООН и новой Российской классификацией, принятый в 2016 году, касается, прежде всего, запасов и ресурсов нефти и горючих газов. Для месторождений твердых полезных ископаемых (ТПИ) создание подобного документа — задача ближайшего будущего. 

Сергей Борисович, что вы думаете о новой Российской классификации запасов и ресурсов твердых полезных ископаемых?

На самом деле, классификация достаточно разумная. Она позволяет государству применять и учитывать стоимостную оценку потенциально извлекаемых запасов. Это очень важно с точки зрения эффективности отработки и планирования развития регионов. Если мы создаем территории опережающего развития на Дальнем Востоке, в Якутии и других регионах, важно понимать, какие месторождения наиболее интересны с точки зрения макроэкономики. 

Важно и то, что новая классификация, основанная на принципе рационального недропользования, позволяет учесть не только интересы недропользователей, инвесторов и государства, но еще и мнение общественности. Вместе с тем, понятие рационального недропользования и комплексного использования недр увязать с кодексом CRIRSCO будет достаточно сложно. Потому что CRIRSCO изначально создавался «под инвестора» и он превратился в нормальный, аудированный независимый бизнес-план. Любой инвестор, получив такой план, видит, что из себя представляет предприятие и понимает все риски. Поэтому, скорее всего, встанет задача не просто гармонизации, но и создания какого-то общепринятого кодекса или системы, которая будет учитываться всеми участниками СНГ и ЕвразЭС. 

Когда можно ожидать начала внедрения новой классификации?

Есть предварительный график ее внедрения. Предполагается, что с 2021 года эта классификация может вступить в действие. Естественно, будет дано 5-6 лет на переход. В этот период недропользователь не будет принужден переделывать документацию, и процесс должен проходить постепенно. При защите новых проектов и новых ТЭО кондиций будет применяться уже новая классификация. 

Что нужно предусмотреть для того, чтобы этот переход произошел без проблем?

Если процесс будет осуществляться на базе ЕСОЭН (Евразийского союза экспертов по недропользованию), очень важно предусмотреть своевременное обучение тех, кто будет отвечать за переход. Потому что на сегодняшний день, возможно, всего несколько десятков человек разбираются во всех тонкостях этих классификаций. Естественно, и общественность, и недропользователи, и государство, не понимая до конца сути системы, будут опасаться этих изменений. Также важно разработать современные методические рекомендации, разъясняющие принципы применения новой классификации для различных видов твердых полезных ископаемых.

Как сегодня выходят из положения компании, привлекающие иностранные инвестиции?

Для привлечения западного капитала в ТПИ сейчас применяется только CRIRSCO. Для кредитования в российских банках, включая госбанки, — тоже CRIRSCO. Именно поэтому сейчас создаётся комиссия, в состав которой входит Центробанк, представители госбанков, коммерческих банков, московской и петербургской бирж, которая начала обсуждать с недропользователями и государством систему работы банков и всего финансового сектора в рамках горнодобывающих проектов. Также было в свое время и с системами CRIRSCO и JORC. 

Почему мы не можем взять какую-то готовую систему и перенести ее на нашу почву, а вынуждены создавать свою?

Сейчас, в период ужесточающихся санкций, мы просто вынуждены создать свою систему. Очень важен фактор независимого аудита. Горно-геологический аудит — это доходный метод оценки бизнеса, целью которой является определение капитализации компании. Если эту оценку делает сама компания или эксперты, уровень доверия которым недостаточно высок, то финансовые структуры, понимая какие риски они несут, боятся доверять результатам. Нужно пройти все этапы обучения, аккредитации экспертного сообщества, чтобы финансовые структуры доверяли их суждению. 
Сегодня банк, прежде чем принять решение о финансировании, нанимает независимого аудитора, который действует согласно кодексам семейства CRIRSCO. Если мы будем иметь ТЭО в соответствии с новой системой классификации запасов, возможно, банкам этого будет недостаточно, а потребуется внешнее аудиторское заключение. Если мы сможем сделать так, чтобы наша система и эксперты ЕСОЭН принималась банкирами, а не только ГКЗ, то институт международных оценщиков с присущей многим компаниям перекачкой информацией за рубеж, сможет уйти в прошлое.

Насколько, по вашему мнению, внедрение новой системы позволит привлечь значительные зарубежные инвестиции в горнодобывающую отрасль?

Я не буду говорить про углеводороды, потому что ими не занимаюсь, но что касается твердых полезных ископаемых, то здесь вновь привлекаемые иностранные инвестиции составляют не более 10%. Остальное — российские деньги. И вряд ли стоит ожидать активного притока зарубежных инвестиций после внедрения новой классификации. Внедрение новой классификации и зарубежное финансирование не связаны между собой. У западных инвесторов интерес есть, разрешения нет. Присутствующие на российском рынке западные банки — «Райффайзенбанк», «ЮниКредит Групп» и др. — они и так достаточно активны в горнодобывающих проектах. Но, не углубляясь в детали межбанковского финансирования, они позиционируют себя как российские структуры. 

Нельзя сказать, что после внедрения новой классификации к нам потекут деньги из-за рубежа. Другое дело, что новая классификация позволит определить наиболее инвестиционно привлекательные объекты на начальном этапе. И если сейчас есть очень много месторождений, о которых просто никто не знает, то новая классификация позволит произвести ранжирование запасов по стоимостному фактору, что сделает их прозрачными для инвесторов. Мы и сами поймем наконец, какие объекты представляют сегодня коммерческий интерес, а какие нет. 

А не получится так, что после пересчета по новой классификации у нас окажется значительно меньше запасов? 

Это скорее всего неизбежно. Многие говорят о том, что наша ресурсная база не так хороша, особенно в плане ее изученности. Но с другой стороны, возникает возможность при ограниченности средств на геологоразведку направить их именно туда, куда это в первую очередь необходимо. 

Справка
В 2016 году был утвержден Связующий документ между РКООН и новой Российской классификацией запасов и ресурсов нефти и горючих газов (Bridging Document between UNFC and RF2013), разработанный ФБУ «ГКЗ» совместно с Экспертно-технической группой ЕЭК ООН и ставший первым документом, гармонизирующим РКООН с национальной классификацией запасов. Следующим этапом стала работа по разработке примеров практического применения Связующего документа (case studies). Эту работу планируется завершить к 2019 году. 
Конференция в Москве стала важным мероприятием в области продвижения РКООН в России и сотрудничества с ЕЭС ООН.

Текст и фото: Владислав Стрекопытов