Loading color scheme

Положительные примеры лесопользования надо поддерживать

В мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция, где эксперты Общественного народного фронта представили аналитический доклад «Российский лес», в котором изложены основные проблемы лесной отрасли и отражены предложения по улучшению ситуации с российскими лесами, в том числе по значительному увеличению поступлений в бюджет из лесной сферы.

Примерно 20% мировых запасов древесины находится на территории России. При этом, как сказал один из участников пресс-конференции, «государство сегодня не понимает, что происходит в лесу». Похоже, руководство страны намерено всерьез взяться за лесную отрасль. На октябрь-ноябрь 2018 года намечено проведение специального заседания Совбеза РФ под председательством Президента Владимира Путина, посвященное ситуации в лесной отрасли.

Журнал «Редкие земли» еще в 2014 году поднимал вопрос о том, что пора переходить от экспорта сырой древесины к созданию на территории России современных предприятий по глубокой переработке древесины, соответствующих самым жестким экологическим требованиям (см. материал о компании «Сибирский лес»). Это хороший пример для инвесторов.

Представленный доклад ОНФ посвящен в основном вопросам легитимного использования лесного фонда, охраны, защиты и воспроизводства лесов и основывается на поручениях Президента РФ, сформулированных в новом «майском указе». Лишь в самом конце доклада есть небольшой раздел, посвященный развитию производства деталей для домостроения. 

На наш взгляд, для повышения конкурентоспособности российской экономики, ухода от импортной зависимости конечной продукции лесопереработки (бумаги и строительных материалов), доклад необходимо дополнить разделом о развитии в России направления комплексной переработки древесины. Представители редакции донесли это мнение до экспертов ОНФ и получили комментарий модератора тематической площадки ОНФ «Экология», первого заместителя председателя Комитета Госдумы РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимира Гутенева.


Владимир Гутенев

РЗ: Мы в свое время писали о проекте компании «Сибирский лес». Речь идет о глубокой переработке древесины, строительстве крупного целлюлозного завода в Красноярском крае. Этот приоритетный проект мог бы быть примером того, как можно цивилизованно развивать отношения с Китаем в лесной сфере, и одновременно создавать новые рабочие места, решать социальные и экологические вопросы. В случае реализации проекта водой будут обеспечены 60 тысяч человек. Сейчас выяснилось, что на этой территории обнаружены уникальные археологические находки — захоронения воинов XII века. И эти изыскания также финансируются из бюджета проекта. Проект получил статус приоритетного проекта в области освоения лесов.

Владимир Гутенев: «Я абсолютно согласен с вами, что максимальная глубина переработки — это то, к чему мы должны стремиться. И вы совершенно правильно поднимали эту тему еще несколько лет назад. Я считаю, что чем глубже переработка, чем больше создается рабочих мест на территории, тем полнее наполняется бюджет субъекта Федерации. Мы нуждаемся в положительных примерах. Поэтому необходимо поддерживать подобные проекты на федеральном уровне. Тем более что сейчас это направление очень активно финансирует Министерство промышленности и торговли РФ через Фонд развития промышленности. Выделяются суммы до 500 миллионов рублей на 5 лет под 5% годовых. Если в эту кооперацию еще входит и предприятие ОПК, то под проекты диверсификации — всего под 1% годовых на первые 3 года. Нужно использовать те возможности и сценарии, которые уже сформированы».

РЗ: На наш взгляд, данный проект мог бы стать тем краеугольным камнем, вокруг которого выстраивалось бы цивилизованное отношение к лесу и людям, проживающим на территории региона, примером международного сотрудничества, основанного на комплексном использовании сырья, а не на простом вывозе сырья и обратном ввозе готовой продукции, примером готового решения. 

Владимир Гутенев: «Конечно, помимо того законодательного поля, которое формирует серьезные преференции для зарубежных инвесторов, очень важны положительные примеры. За последние 3-4 года очень многое изменилось. В Правительстве сейчас рассматривается очень интересная идея пространственно-территориального развития, где учитывается специализация тех или иных регионов. И это тоже положительный фактор. А свою задачу мы видим не только в выявлении недостатков и сигнализировании о них правоохранительным и надзорным органам, мы предлагает и новые технологии, новые подходы, совершенствуем правовое поле. Это задача всего гражданского общества. Мы в самом начале пути. Будем идти дальше».

Одна из интересных инициатив, предложенная ОНФ, — чипирование леса. Мы попросили рассказать об этом проекте подробнее координатора проекта ОНФ «Генеральная уборка» Дмитрия Миронова.


Дмитрий Миронов

РЗ: В Европе чипирование лесоматериалов давно производится, но у нас совсем другие условия и другие масштабы. Какими силами будет осуществляться проект, на каком этапе лесозаготовки будет производиться чипирование, с чего начнется проект и как будет реализовываться? Будет ли задействована система ГЛОНАСС?

Дмитрий Миронов: «Опыт показал, что чипирование продукции — это позитивная практика, снижающая контрафакт. Мы видим, что на том опытном участке, которым была выбрана Иркутская область, есть реальный прирост через биржу в экономику Иркутской области. За много лет наконец-то доход превысил расход. Это самый лесной регион России. Когда мы в 2015 году проанализировали экономическую ситуацию, были в шоке. Когда начали выяснять в чем дело, стало понятно, что все дело в отсутствии контроля. 
Вы правильно сказали, что подобная практика реализуется и в Европе, и в других странах, в том числе постсоветского пространства, в частности на Украине, где с 2006 по 2011 год удалось в несколько раз увеличить поступления в бюджет страны от лесной отрасли благодаря чипированию, благодаря введению практики продажи леса через электронную биржу. 
Лес чипируется на этапе, когда его рубят на корню, то есть — круглый лес. Дальше, все что с ним происходит, вносится в систему «ЕГАИС Лес». Может использоваться принцип блокчейна, для того чтобы можно было фиксировать, где был вырублен лес, кем был вырублен лес, было ли произведено лесовосстановление. Подобная практика технически позволит вести и реестр недобросовестных лесоарендаторов. Дальше, если лес идет на внутренний рынок, и он продается оптом, эти данные также будут отображаться в системе «ЕГАИС Лес». Вся техника, которая участвует в рубках, должна быть оснащена датчиками GPS и ГЛОНАСС, и эти данные также должны быть отражены в картографическом модуле системы «ЕГАИС Лес», потому что, как известно, лес по документам может быть срублен, например, в одной части Иркутской области, а оформлен в другой, где леса нет. Эти технологии позволят пресекать подобные схемы. Также, например, лес, который был срублен после пожаров и в процессе санитарных рубок, за который была заплачена минимальная арендная ставка, не должен нигде всплыть на рынке. У нас должна быть государственная система, а любой лесоматериал должен иметь подтвержденное происхождение. К этой системе должен быть доступ у правоохранительных органов, у органов исполнительной власти регионов, у федеральных органов власти, у надзорных органов и у пограничников». 

Эксперты Общероссийского народного фронта выступили за создание государственной корпорации, наделенной исключительными полномочиями контроля в области восстановления лесов, строительства лесных дорог, тушения лесных пожаров, реализации через аукционы монопольного права на экспорт круглого леса.

«Мы выступаем за внедрение технологии электронного оборота древесины, который позволит вывести из теневого сектора экономики колоссальный объем заготавливаемой и незаконно реализованной древесины. Следующим шагом должен стать новый порядок реализации всей необработанной российской древесины на открытых электронных аукционах, которые будут контролироваться государством. Как вариант — через государственную корпорацию, у которой будут следующие полномочия: проведение таксации с помощью современных технологий, монополия на экспорт круглого леса, проведение лесовосстановительных работ, а также назначение санитарных рубок и их проведение», — заявил координатор Центра общественного мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса Дмитрий Миронов.

Текст: Владислав Стрекопытов, Роксолана Черноба    Фото: Владислав Стрекопытов