Loading color scheme

Гуманитарное измерение Новой технологической революции

На прошедшем в Москве 10-м Международном форуме неправительственных партнеров ЮНЕСКО «Наука на благо человечества» отдельная сессия была посвящена гуманитарным наукам.

 Говорили на сессии о конвергенции гуманитарных и естественных наук — современной  тенденции междисциплинарного развития науки, способной вдохнуть новую жизнь в гуманитарные исследования; о вызовах, стоящих перед  гуманитарными науками; о прикладном аспекте гуманитарных наук и роли образования в будущем развитии нашей страны.

Модераторами сессии выступили: заместитель президента РАН Владимир Иванов и заместитель директора НИЦ «Курчатовский институт» Екатерина Яцишина.

Выступление Екатерины Яцишиной было посвящено теме конвергенции гуманитарных и естественных наук. В нем говорилось о том, что долгие столетия человечество использовало достижения научных знаний для построения более удобной для себя среды обитания. По отношению к природе человек, сам являющийся ее неотъемлемой частью, вел себя потребительски. По мере разделения единого знания на узкие научные дисциплины это отношение только усугублялось. Это привело к тому, что сегодня наша цивилизация подошла к критическому рубежу.

3210
Екатерина Яцишина

                «Сейчас мы подошли к тому рубежу, — говорит Екатерина Яцишина, — когда нарастает глубина угроз техногенных катастроф, климатических катаклизмов и острейшей гуманитарной проблемы».

                С другой стороны, с конца XIXвека в науке наметился и обратный процесс — процесс объединения научных дисциплин и возникновения междисциплинарных направлений, таких как биохимия, биофизика, геохимия, геофизики, даже биогеохимия, основоположником которой был наш великий соотечественник В.И. Вернадский. Известна его фраза о том, что «биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное состояние — в ноосферу — перерабатывается научной мыслью социального человека». То есть, по мнению академика Вернадского, социальная ответственность мыслящего человека становится одной из важнейших составляющих научного подхода к познанию мира.

                Именно такой, конвергентный подход, связанный с объединением нано-, био-, информационных, когнитивных и социогуманитарных (НБИКС) наук и технологий был принят в Научно-исследовательском центре «Курчатовский институт» в качестве базового подхода к научным исследованиям. Это позволяет сотрудникам института реализовывать интереснейшие проекты на стыке гуманитарных и естественных наук, используя самые продвинутые материаловедческие методы изучения с помощью новейших приборов и установок исторических, археологических и антропологических объектов.

Благодаря конвергенции наук, естественные науки стали мощнейшим инструментом получения знаний в гуманитарной сфере. В 2015 году в Курчатовском институте возникло новое междисциплинарное направление — историческое материаловедение, которое позволяет изучать не только состав объектов, но и их внутреннюю структуру. Екатерина Яцишина рассказала о сотрудничестве института в этом направлении с Институтом археологии РАН, Государственным историческим музеем, Пушкинским музеем. Совместно с последним было проведено интереснейшее исследование древнеегипетских мумий из коллекции музея.

«Междисциплинарные исследования с помощью новейшего оборудования на базе Курчатовского института помогают нам разобраться в том, кто мы такие и откуда пришли», — отметила Екатерина Яцишина, подчеркнув в заключении: «Конвергенция наук и технологий, с одной стороны, открывает перед людьми совершенно фантастические перспективы дальнейшего развития, но без революции самого человека, его сознания, подходов к построению цивилизации, это останется только на уровне деклараций».

Академик Николай Макаров, вице-президент РАН, директор Института археологии РАН,  подчеркнув важность гуманитарного знания в понимании прошлого и построении будущего, остановился на тех изменениях, которые происходят в гуманитарных науках сегодня.

        3211

Николай Макаров        

«Мы все понимаем, что именно гуманитарные знания определяют интеллектуальный уровень и зрелось гражданского общества, и что способность строить новый мир во многом зависит от того, насколько в человеке развиты творческие способности — та креативность, которую дает только качественное гуманитарное знание.  

В гуманитарном знании сегодня происходят важные изменения, меняются формы, в которых оно существует. Гуманитарное знание требует качественного обновления, и задача нашего поколения гуманитариев — обновить гуманитарные знания, опираясь и на естественные науки, используя их достижения, и используя ресурсы самих гуманитарных наук».

                Академик Макаров говорил о том, что освоение исторического наследия сегодня невозможно без методов естественных наук. В качестве примера он привел случай находки скульптурной головы античного божества (или героя) на дне Керченского пролива при строительстве Крымского моста. Конечно, ученых в первую очередь интересует вопрос происхождения этого замечательного памятника классического древнегреческого искусства, подтверждающий проникновение греческой культуры в Северное Причерноморье. Но искусствоведы не могут ответить на этот вопрос, используя только классические методы. Объект будет изучена совместно со специалистами Курчатовского института. Возможно, анализ глин, обращение к эталонам керамики, использование современных технических методов позволят ответить на вопрос, где было создано это произведение искусства.

                Совершенно новый уровень в изучении исторических памятников, их документации дают цифровые технологии. Технические методы позволяют увидеть скрытые фрагменты надписей и изображений, сохранив при этом сами объекты, исследовать их недеструктивно, а томография дает возможность заглянуть внутрь предметов, понять, что находилось там раньше.

                «Казалось бы, это частности, — говорит Николай Макаров, — но историческая картина складывается из частностей. Современное общество очень скептически относится к общим построениям, оно требует конкретности, требует новой глубины этих знаний. И сотрудничество естественных и гуманитарных наук эту глубину дает, наши реконструкции становятся более убедительными».

                Меняется в современном обществе и социальная оценка значимости исторического наследия. Академик Макаров показал несколько примеров возможностей науки в сохранении этого наследия, подчеркнув важность экспертных заключений, которые делаются учеными.

Недавно во время восстановления древнего новгородского храма археологи  провели глубокие раскопки и обнаружили под храмом 14 века остатки церкви начала 12 века, одной из древнейших российских церквей с частично сохранившимися фресками. После заключения экспертов было принято решение о музеефикации древнего сооружения, а не просто восстановлении его более позднего варианта. В итоге уникальные византийские фрески были восстановлены по кускам на основании десятков тысяч разрозненных фрагментов.

Есть примеры и более серьезных решений. В Крыму при создании новой транспортной инфраструктуры в районе Керчи была обнаружена уникальная усадьба босфорского аристократа конца V — начала III века до н. э. — усадьба Манитра. Обычный подход к таким памятникам, оказавшимся на участках строительства, — проведение полных раскопок и снос. Но, учитывая ценность этого объекта, было принято другое решение. Усадьба Манитра сохранена. После раскопок она будет музеефицирована. Николай Макаров по этому поводу отметил: «Это один из редких примеров в мировой практике, когда большие проекты по созданию новой инфраструктуры меняются на основании рекомендаций исследователей, пример огромного поворота в нашем сознании, тех позитивных сдвигов, которые, тем не менее, потребовали большой работы».

 Не смог не остановиться академик Макаров и на тех вызовах, которые встают перед гуманитарными науками в связи с внедрением цифровых технологий: «Мы привыкли к тому, что мы живем в цифровом мире, что цифровая революция — это благо. Это действительно так. Но надо понимать и то, что цифровой мир перегружен. Найдут ли свое место в этом мире великие гуманитарные тексты — Ветхий завет, Толстой, Достоевский, Томас Манн? Существует проблема перепроизводства гуманитарных текстов довольно сомнительного качества. Нам нужна навигация, создание которой значительно сложнее, чем тиражирование самих текстов».

                Еще одна проблема, связанная с развитием цифровых технологий — все большее распространение цифровых архивов. «Исторические архивы требуют аутентичности документов. Как обеспечить эту аутентичность в цифровом мире? Это конкретная проблема, потому что история всегда строилась на анализе подлинных документов. Где гарантия того, что то, что останется в наших цифровых архивах, будет подлинным».

                Коснулся академик и проблемы сохранения исторической среды: «Мы живем в мире глобального изменения исторической среды, которая во многом обеспечивала идентичность и цивилизационное разнообразие народов и стран. Конечно, мы сохраняем отдельные памятники. Но можем ли мы сохранить историческую среду? Понятно, что историческая среда постоянно приносится в жертву нашим прагматическим интересам, потому что наши практические вызовы очень серьезные. Нас постоянно убеждают, что мы должны пожертвовать исторической средой ради более эффективной экономики, ради большей продуктивности тех или иных направлений нашей экономической деятельности».

Георгий Малинецкий, доктор физико-математических наук, сотрудник Института прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН, Вице-президент Нанотехнологического общества России акцент в своем докладе сделал на гуманитарных технологиях, то есть на  прикладном аспекте гуманитарных наук, а также на вопросах образования.

3212

Георгий Малинецкий

В рамках третьего и четвертого технологического уклада (по Н.Д. Кондратьеву) гуманитарные технологии не играли существенной роли. В рамках пятого технологического уклада появляются гуманитарные  технологии, которые начинают оказывать существенное влияние на общественное и индивидуальное сознание. Например, они позволяют «заточить» потребителя под новый товар, даже если у него нет потребности в этом товаре. Благодаря социальным сетям, компьютерным технологиям можно создать у него эту потребность и т.д. Сейчас мы находимся на этапе перехода к шестому технологическому укладу, который будет характеризоваться высочайшим уровнем развития технологий — медицинских технологий, технологий природопользования, робототехники и т.д. Не последнюю роль среди них будут играть и гуманитарные технологии.

                «Сейчас есть уникальная возможность выбрать свой вариант будущего. И огромную роль в этом играют образы массового сознания. Естественно, это отражается в произведениях искусства, — говорит Георгий Малинецкий. — Если XXвек был веком ученых, то XXIвек будет веком инженеров. Будущее в значительной мере зависит от объединения усилий ученых и системы образования». По словам Малинецкого, это нужно для того, чтобы вырастить инженеров нового поколения, способных мыслить и действовать инновационно.

                «У нас очень низкая инновационная активность. Чтобы у нашей уникальной самодостаточной цивилизации под названием «Мир России» было будущее, нам нужно увеличить инновационную активность хотя бы в 10 раз, до «советского» уровня. А лучше, больше, в 20, до «китайского». И это должно быть заложено в нашей инженерной подготовке и в средней школе. А то, что происходит у нас, я бы назвал образовательной катастрофой. Мы обманываем себя с ЕГЭ. Мы искусственно занижаем планку, и каждый год она становится ниже и ниже. На мой взгляд, западные рецепты абсолютно не подходят для нашей цивилизации».

Поддержала Георгия Малинецкого и Наталья Нарочницкая, известный российский политический деятель, историк и политолог: «Я полностью согласна, что не надо нам брать во всем пример с Запада. Мы вполне могли свое образование развивать, и даже продавать».

3213

Наталья Нарочницкая

Наталья Нарочницкая отметила, что образование не может быть универсальным, потому что вместе со знаниями оно призвано передавать национально-культурные традиции.  В советское время, по совам политика, любой наш «троечник» был корифеем эрудиции по сравнению со своими западными сверстниками, а присоединение к Болонскому процессу было грандиозной ошибкой, приведшей к уничтожению национального образования.

                Россия — это практически единственная страна с оптимальным сочетанием факторов, необходимых для так называемого устойчивого развития. При 4 процентах мирового населения мы обладаем 40 процентами мировых запасов природных ресурсов. При таком раскладе, мы всегда будет объектом нападок со стороны других государств, прежде всего со стороны западных стран, где последнее время особое внимание уделяется развитию гуманитарных технологий управления сознанием.

                «Манипуляция сознанием в нынешнем мире является чуть ли не главным инструментом политики. Туда вкладываются средства, сравнимые с расходами на оборону. Поэтому недооценивать гуманитарные знания нельзя. И здесь гуманитарии и естественники должны работать вместе», — сказала в заключении Наталья Нарочницкая.

Текст и фото: Владислав Стрекопытов