Ученые выяснили, действуют ли антитела против нового штамма коронавируса

МОСКВА, 2 мар — РИА Новости. Биологи из ЮАР провели эксперименты с лабораторным вирусом, содержащим мутации, аналогичные южноафриканскому штамму SARS-CoV-2, и выяснили, что он устойчив к нейтрализации при воздействии антител COVID-19 или плазмы выздоравливающих пациентов. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Medicine.

У людей, переболевших COVID-19, и вакцинированных вырабатываются антитела. Они могут сохраняться месяцами и должны защитить человека от повторного заражения.

Нейтрализующие антитела содержатся в плазме крови выздоравливающих, которую активно используют, особенно для лечения тяжелых больных. Фармацевтические компании, со своей стороны, создают на основе нейтрализующих антител моноклональные антитела — потенциальные терапевтические средства лечения коронавирусной инфекции.

Однако до сих пор неясно, насколько эффективно эти антитела действуют в отношении новых вариантов коронавируса SARS-CoV-2 — так называемых британского и южноафриканского штаммов.

Исследователи из Национального института инфекционных заболеваний Национальной службы здравоохранения ЮАР под руководством доктора Пенни Мур (Penny Moore) вместе с коллегами из Университета Витватерсранда и других учреждений изучили в лаборатории поведение и устойчивость к антителам искусственного псевдовируса, содержащего мутации варианта коронавируса SARS-CoV-2 501Y.V2, впервые обнаруженного в Южной Африке.
Авторы сравнили нейтрализацию 501Y.V и исходной линии SARS-CoV-2 тремя классами моноклональных антител и обнаружили, что все три класса антител нейтрализовали исходную линию, но не вариант 501Y.V2.

Затем ученые протестировали нейтрализацию обоих вариантов коронавируса плазмой выздоравливающих, полученной от 44 пациентов, которых госпитализировали в больницы Йоханнесбурга с диагнозом COVID-19. Половина образцов плазмы не показали активности против 501Y.V2, еще часть демонстрировали существенно пониженную реакцию, и только три образца, взятые от пациентов с тяжелыми симптомами, показали высокий уровень нейтрализации вируса.

При этом, как отмечают исследователи, несмотря на отсутствие нейтрализации, антитела успешно связывались со спайковым белком вируса. Таким образом они обеспечивали защиту, пусть и не полную.

По мнению ученых, результаты указывают на высокую вероятность повторного заражения, если переболевшие COVID-19 встретятся с новым штаммом SARS-CoV-2, а также на то, что необходимо продолжать исследования в области разработки быстро адаптируемых платформ для новых вакцин. Потому что препараты, действие которых направлено на выработку антител через связывания спайкового белка, могут оказаться неэффективными против новых мутаций коронавируса.