Ученые обнаружили детский зуб одного из последних неандертальцев

МОСКВА, 18 сен — РИА Новости. На севере Италии археологи нашли зуб ребенка-неандертальца. Возраст находки — около 48 тысяч лет. Пока это самое позднее свидетельство пребывания неандертальцев в регионе. Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of Human Evolution.

Зуб был найден в местечке Рипаро-дель-Бройон на холмах Беричи в регионе Венето. Ученые определили, что это — молочный правый верхний клык, принадлежавший ребенку возрастом 11-12 лет.

Генетический анализ показал, что владелец зуба был по материнской линии связан с неандертальцами, проживавшими на территории нынешней Бельгии.

По мнению итальянских ученых из университетов Болоньи и Феррары, исследовавших находку, это очень важное открытие, потому что оно проливает свет на пути миграции неандертальцев в период, когда Европу активно заселяли современные люди, вытесняя неандертальцев.

"Это еще более актуально, если учесть, что, когда этот ребенок потерял зуб, общины Homo sapiens уже существовали за тысячу километров отсюда, в Болгарии, — приводятся в пресс-релизе Университета Болоньи слова Стефано Бенацци (Stefano Benazzi), координатора исследования. — Это делает Венето ключевым местом для понимания постепенного исчезновения неандертальцев в Европе".
Открытие стало возможным благодаря инновационным методам исследований, которые применяли ученые.
"Эта работа — результат синергии между специалистами различных дисциплин, — говорит первый автор статьи Маттео Романдини (Matteo Romandini) из Университета Болоньи. — Новые методы полевой археологии с высоким разрешением позволили нам найти зуб, затем мы применили компьютерные подходы к анализу его формы, генома, тафономии и радиометрического профиля. После этого мы смогли идентифицировать его как принадлежащий ребенку одного из последних неандертальцев в Италии".

Предварительные результаты раскопок в Рипаро-дель-Бройон показали, что неандертальцы использовали это место в течение длительного времени, так как ученые нашли здесь кремниевые орудия охоты, сделанные из местного камня, и множество останков забитых животных.

"Производство инструментов, в основном из кремня, указывает на высокую приспособляемость неандертальцев и их систематическое использование сырья, доступного в области их проживания", — отмечает еще один автор исследования, профессор Марко Пересанти (Marco Peresanti) из Университета Феррары.
Археологические работы в Рипаро-дель-Бройон — часть проекта ERC SUCCESS по изучению биокультурных изменениях, произошедших в Италии во время перехода от неандертальца к человеку разумному.

Цель проекта — понять, когда современные люди пришли в Южную Европу, в чем была причина их адаптивного успеха, и почему в итоге исчезли неандертальцы. Вместе с итальянскими археологами в этом проекте участвуют ученые из Германии и Великобритании.