Loading color scheme

О «креативном классе»

 club1

Для каждой эпохи легко можно определить, кто в рассматриваемый период является привилегированным классом, и какой класс придет ему на смену. Для этого достаточно посмотреть, кому «платят деньги», чей труд оценивается выше других.

В средневековье платили воинам, и привилегированным был класс феодалов. В те времена ценились такие качества, как физическая сила и боевое мастерство, воля и верность королю. Все это вместе объединялось понятием чести.

Класс феодалов сменила буржуазия – класс предпринимателей и авантюристов. Им на смену пришли ученые-практики, которые начали с технологий, а закончили управлением. В результате, труд инженеров, сначала оцениваемый столь высоко, всего за полвека полностью обесценился, а максимальные зарплаты стали получать менеджеры-управленцы.

Сейчас и их время закончилось. Видно, как сократился наплыв абитуриентов на «менеджерские» специальности ВУЗов. Казавшиеся незыблемыми, теории управления изжили себя в течение одного-двух десятилетий, не успев даже стать «классическими». Бедному Филиппу Котлеру, вместо того, чтобы почивать на лаврах, пришлось на старости лет переписывать свой «классический» учебник по маркетингу, признав, что в его первой редакции не осталось почти ничего, что можно было бы приложить к сегодняшней жизни.

Теперь молодежь поголовно идет в дизайнеры и художники, а понятие «креативный класс» уже приложимо к любой сфере деятельности. Под креативностью, при этом, понимается, однако, не художественное творчество, а способность творчески осмысливать любую работу, способность каждый раз смотреть на нее по-новому, искать новые подходы и пути решения. И творческое образование, в таком понимании, становится базовым, как латынь и греческий в средневековье, как алгебра и физика в индустриальную эпоху, как управленческие дисциплины в постиндустриальном обществе - необходимым, но не достаточным условием для успешной самореализации. Базовые компетенции необходимо к чему-то прикладывать. Глупо было учить латынь и греческий, не читая потом писателей античности. Алгебра не имеет смысла сама по себе, не будучи приложенной к какой-либо практической дисциплине. Так и креативные навыки, могут быть использованы где угодно, и в скором времени именно они будут наиболее востребованы.

Уже существует понятие «креативной бухгалтерии». Значит ли это, что скоро мы получим не только класс креативных инженеров, технологов, менеджеров, но и креативных военных, политиков, чиновников?

СВВ. Москва, 2009