Loading color scheme

О «социально-ментальных» группах

 56546

С точки зрения социальной психологии российское общество, на мой взгляд, делится по характеру своей ментальности на 3 большие группы (класса), между которыми имеет место что-то вроде классовой борьбы. Это – госчиновники, люди бизнеса и люмпен-пролетариат или, как его еще любят называть политики и журналисты – «простой народ». Есть, конечно, еще и четвертая категория – специалисты, исполнители высокой квалификации, «синие воротнички». Но они, подобно интеллигенции советского периода, погоды не делают, и условно, в нашей классификации, будут считаться прослойкой, а не классом. К тому же, в силу своей ментальной несамостоятельности и социальной разобщенности, они, как правило, в жизни вынужденно примыкают к одной из трех крупных социальных групп, названных выше.

      Госчиновники ведут каждодневную борьбу с народом и бизнесом (помните, как в анекдоте один госчиновник говорит другому: «Что-то меня народ беспокоить стал.» А другой ему говорит: «А дустом не пробовал?»), периодически начиная лицемерно заигрывать с теми и другими в нужные для них моменты. В глубине души чиновники считают, что чем меньше будет и тех, и других, тем им легче будет воровать. Хотя, на самом деле, обогащение чиновников происходит не за счет банального воровства, а за счет отъема средств либо у представителей двух других социальных групп, либо друг у друга. Типичные представители госчиновников низшего звена – гаишники на дороге, которые, с одной стороны, «воруют» из госбюджета, получая зарплату при полном невыполнении своей основной задачи – обеспечения безопасности движения, с другой, еще и занимаются прямым отъемом денег у водителей.

      Люди бизнеса занимают глухую оборону по отношению к госчиновникам, надеясь только на себя и свои силы, и почти не обращают внимания на народ.

      Народ просто тихо ненавидит и тех и других, а сам ничего не делает – в силу природной лени, безволия и долготерпения, возведенного в добродетель. У тех представителей народа, которые начинают предпринимать хоть что-то (торговать на рынке, разводить свиней и т.д.), происходит постепенное изменение мировосприятия, и они уже становятся по своему менталитету ближе к людям бизнеса (я преднамеренно не употребляю слово «бизнесмены»).

      При всем при этом удивительно то, что на Западе, например, в Америке, «стране равных возможностей», каждый люмпен понимает, что многое зависит от него лично, от его желания учиться и работать, от количества собственных затраченных усилий. А у нас, в стране не менее равных возможностей, народ только жалуется и все равно ничего не делает. В Москве и области бесконечное количество рабочих мест! И любой работодатель (диаспоры исключаются) с радостью заполнил бы их российскими рабочими. Но их нет! Последние предприятия закрываются из-за отсутствия рабочих рук. Да что там предприятия! Возьмите любой дачный поселок Подмосковья, где практически каждому нужно что-то построить или отремонтировать. И, как правило, единственный вариант для дачников-работодателей – многочисленные бригады гастарбайтеров, которым и ключи-то доверить страшно, не то что строительство собственного дома.

       Вот у нас на дачах – на все окрестные деревни есть только одна местная бригада мужиков-строителей, «ангажированная» уже на год вперед. Остальные мужики по деревням только пьют и жалуются на жизнь, да на «проклятых бизнесменов», которые «понаехали», «захватили все земли», а теперь еще пытаются их «эксплуатировать». То есть, под обычное «ничегонеделание» еще и подводится «идеологическая» база. При детальных расспросах правда выясняется, что они не просто не хотят работать, а не хотят работать «за такие деньги», поэтому предпочитают сидеть без работы вообще. Да еще на фоне общей нищеты и духовной убогости откуда-то из глубины подсознания вдруг прорывается великоросский шовинизм – пусть, мол, «чурки» работают. Во как!.. Самое главное, что еще неизвестно, могут ли они отработать хотя бы эти «такие деньги», т.к. продемонстрировать результаты хоть каких-то своих трудов никто из них не может, да и собственные их хозяйства находятся в упадке.

      При этом у всех поголовно людей из «народа» один и тот же случай «аберрации сознания» - они ненавидят людей бизнеса, которые якобы «наворовали у них», и надеются на госчиновников, которые их на самом деле в свое время обворовали и бросили…

      Ну, да ладно, все это дела давно прошедших дней. А нам-то с вами – жить дальше!

 СВВ. Москва, Подмосковье, 2006