Loading color scheme

Бездействие как активность мудрого

 shanghai

Перестать суетиться, выйти из контекста, наполниться пустотой – вот истинная активность Мудрого Правителя. Это – путь к истине. Каждый из нас - Мудрый Правитель, управляющий как минимум одной человеческой жизнью, одним микрокосмом.

«Избавься от претензий к окружающей среде, и станешь счастливым»«Нет хороших времен или плохих времен. Есть только твое время».  Установочные принципы биоэнергетического подхода

«Перестань активно изменять среду вокруг себя, и ты сделаешь людей счастливыми»Принцип Мудрого Правителя

«Совершенствующийся в деле воина – не воинственен». «Только боление болезнью дает неболение».  Лао Цзы

(Т.е., болея – излечиваешься. Думая, что не болеешь, не излечишься, будешь продолжать болеть…)

Главный принцип философии Дао: «Всё — от обратного». Поэтому для даосской философии совершенно естественно воспринимать спокойствие и пассивность как высшее проявление активности, как источник сил и энергии этой активности. Неуверенность в себе, недостаточность знания и жизненного опыта проявляются в суетливости, которая ведет к совершению глупостей. А те, в свою очередь, являются источником бед, неудач, а в масштабе всей жизни, к несостоятельности и не-счастью. Спокойствие, выключенность из контекста, как залог того, что обстоятельства не смогут управлять человеком, отстраненная, непредвзятая оценка людей и ситуации, все это – основа мудрости, которая ведет, в понимании даосов, к благополучию, процветанию и общему жизненному счастью. Вот такие две противонаправленные цепочки событий, две «судьбы». Олицетворением второй «судьбы» в китайской мифологии является черепаха (об этом – в другой раз)…

Но нет «пути туда» без «пути обратно». Все взаимосвязано, и все – от обратного. Поэтому, чтобы достичь спокойствия и активной бездеятельности, нужно прикладывать осознанные усилия. Поэтому такая бездеятельность и называется «активной», в отличие от пассивного «безделия». Прежде всего, это усилия по «непресыщению», сохранению интереса к жизни, внутреннему и внешнему познанию. И здесь опять коренное отличие даосского подхода от традиционного менталитета западного человека, усилия всей жизни которого порой направлены на стремление, даже не к «насыщению», - к «пресыщению». А итогом является внутреннее опустошение, прямо пропорциональное степени «пресыщения». А

«Хозяином снега и луны может быть только находящийся в состоянии созерцания». Хун Ин-Мин, китайский философ XV века

Внутреннее спокойствие – результат тяжелого каждодневного мыслительного труда. Только проделавший этот труд и пришедший к спокойствию мудрец может с улыбкой наблюдать суетливую активность еще не познавших себя, не пришедших к спокойствию, к гармонии с собой, с окружающими людьми и миром. Они кричат, толкают друг друга, дерутся и выкрикивают оскорбления.

Вообще, использование в своей речи грубостей, оскорблений, нецензурных оборотов – характерный признак глубокой дисгармонии человека с самим собой и окружающим миром, который тем самым проявляет эту свою дисгармонию. К тому же, в соответствии с тем же самым биоэнергетическим подходом, негативное поле вокруг человека создают не только негативные люди и события, но и негативные слова. Поэтому и говорят, что если хочешь изменить свою жизнь к лучшему, надо избегать отрицательных эмоций, негативных ситуаций, плохих людей и грубых выражений.

И тогда Мудрый Правитель говорит им: «Высшая активность – в Недеянии». Но они не понимают его слова. Тогда он говорит: «Когда вы поймете гармонию мира, вам не надо будет что-либо менять в нем. Когда вы поймете себя, вы уже создадите себя. И для ощущения полной гармонии вам останется только найти свое место в этом мире. Остановитесь! Перестаньте «копать»! Задумайтесь!» А они в ответ говорят: «Нам некогда думать, нам копать надо!»

А все – от обратного. Успевает больше тот, кто не спешит. Невозможно сэкономить время, стараясь делать все больше и больше! Остановись – и время сразу появится! «Чтобы что-то повысилось, надо это понизить» - ещё один принцип Дао.

Не суетись, понизь активность. И сразу появятся время и силы. И наоборот, если ты чувствуешь, что жизнь стала слишком скучной и неинтересной, а время уходит как песок сквозь пальцы, повышай активность, сознательно заполняй свое время, загружай себя новыми знаниями и событиями. И ты увидишь, как опять появятся силы и время.

В основе подхода «от обратного» - принцип гармонизации, уравновешивания «плюса» и «минуса». Лао Цзы пишет: «Храбрость в смелости ведет к гибели, храбрость в не-смелости ведет к жизни». Т.е. «плюс на плюс» даёт гибель, «плюс на минус» - жизнь. Смело проявлять свою храбрость- путь к гибели. Не бояться проявлять осторожность – путь к сохранению жизни.

Активность порождает вражду и расслоение, появление богатства и бедности, власти и безвластия, злобы и разобщенности. Активность разъединяет, Недеяние объединяет и уравнивает, уравновешивает, примиряет. Коммунисты со своей «активной жизненной позицией» и энергией «красноты» могли только увеличивать в мире злобу, разобщенность и разрушения. Не зря же говорят: «Хотите посеять вражду и разобщенность вокруг себя – начните активно действовать»…

При этом активность и готовность к изменениям – разные вещи! Активность – это разложение на части, расщепление, тупиковый материалистический подход к познанию. Разложив человека по частям на анатомическом столе, нельзя его познать как природную систему. Тем не менее, на этом построены все материалистические науки, особенно физика. Противоположность Активности – Недеяние, собирание воедино, расфокусировка, наблюдение сверху, нахождение «над ситуацией». А готовность к изменениям – естественное восприятие хода событий, «смены времен года». Отсутствие изменений воспринимается как неестественное, противоречащее гармонии природы…

В общем, как говорится, желаю всем найти себя и успокоиться!

СВВ. Москва, Шанхай, 2005