Loading color scheme

Учение о всеобщем и абсолютном Дао, или ответ на вопрос «Ну и где теперь Лао Цзы?»

5452 

Вот тут некоторые говорят, мол, давным-давно в Китае жил такой Лао Цзы. То ли он написал одну маленькую книжечку, то ли не писал, то ли написал, но не он. А может быть вообще его не было на самом деле. «Ну и где, — говорят, — теперь Лао Цзы, и где мы?». Отвечаю: мы всё там же, где и он. Совершенно независимо от того существовал ли этот человек на самом деле или нет. Просто его имя очень тесно ассоциирует с понятием «Дао», а философия, изложенная в маленькой книжечке «Дао Дэ Цзин», настолько соответствует нашим общечеловеческим установкам, что становится непонятным: то ли всё вокруг проникнуто философией даоизма (что мало вероятно), то ли философия даоизма настолько подходит любому человеку, что он сам своим путем приходит для себя к тем же самым выводам. Свой путь — это и есть Дао. Потому что Дао нельзя научиться, Дао можно только пройти...

Еще много лет назад, читая все того же Лао Цзы, Конфуция, Гуань Инь Цзы и других древних китайцев, я, к величайшему своему удивлению, обнаружил в их взглядах и в даосизме в целом, глубокие параллели с теми выводами, которые я делал сам для себя. Откопав свои старые дневники, читая собственные, ещё далеко не до конца оформленные, религиозно-философскими воззрения, в основе которых лежали понятия субъективности истины, конформности как состоянии согласия, гармонии с миром, и понимание Бога как Абсолютного Ничто, я вдруг понял, что это все очень перекликается с философией даоизма.

Стремление к абсолютной гармонии лежит и в основе учения о Дао. При этом китайская философия, значительно более «демократичная» чем европейские религиозно-философские теории средневековья, предусматривала у каждого человека наличие своего Дао, своей гармонии с миром. Абсолютное и универсальное Дао было у каждого своё! Потому что у каждого было своё…даже не понимание, а скорее ощущение Дао, а самого Дао при этом не было ни у кого. В европейской же религии Бог был один на всех. И Истина была одна на всех, унифицированная, как и понимание Бога…

Подобно моему личному взгляду на то, что не Бог создал мир, а он сам первопричина мира, мир возник из Бога, как все числа могли возникнуть из нуля простым его делением «на единицу и минус единицу», древнекитайская космогония предполагала в начале мира единую универсальную субстанцию – цы. Что-то вроде воздушного пара или космического дыхания, наполнявшего Пустоту-Небытие. Эта цы (пустота) в какой-то момент разделилась на два начала – инь и ян. Эти два начала своим существованием обеспечивали и поддерживали в мире гармоническое равновесие. Поэтому всем вещам во вселенной свойственно двуединство «инь-ян»: женского и мужского начал, тяжёлого и лёгкого, тёмного и светлого, пассивного и активного, мягкого и твёрдого и т.д.

Просто ради интереса я решил ниже привести три «параллельных места» из собственных дневников 1993 г.(курсивом) и из сочинений Гуань Ин Цзы, которые я прочитал уже позже: 

Бог – Абсолютное Всеединство, Абсолютное Сущее. Это просто названная каким-то словом первооснова и первопричина мира.

«Вне присутствия дао нельзя говорить, но то, о чём поведать нельзя, - это дао. Вне присутствия дао нельзя размышлять, но то, о чём помыслить нельзя, - это дао.» 

Бога нельзя увидеть или описать словами, но его осознание ощущается интуитивно и для понимания этого не требуется времени. 

«Стрельба из лука, верховая езда, игра на цине или игра в шашки – все эти искусства невозможно постичь в одно мгновение. Только дао не имеет форм, ни правил, и его можно постичь в одно мгновение.»  

Как Абсолютное Сущее Бог не существует сам по себе, но только в отношении к нему все остальные существа существуют.  

«В том, что дао нет, - залог того, что дао есть… Горшечник может создать десять тысяч горшков, но ни один горшок не может ни создать горшечника, ни уничтожить его. Дао может создать десять тысяч вещей, но ни одна вещь не сможет ни создать дао, ни уничтожить его.»  

     Современная Россия и древний Восток – что может быть общего? А людям приходят в голову одни и те же мысли. Значит, на самом деле есть что-то всеобщее и универсальное, что нас объединяет?..

СВВ. Подмосковье, 2006