Loading color scheme

Социальные тренды и их отражение в тенденциях тканей сезона осень/зима 2008/09. Часть 1

Известно, что тенденции моды не возникают сами собой, лишь по воле причудливой фантазии дизайнеров, а являются, на самом деле, отражением социальных трендов, т.е. отвечают подсознательным (а порой – и очень сознательным) запросам социума. Сложность заключается в том, что на создание коллекции уходит около года, и не так просто бывает угадать, какие социальные настроения будут иметь место в обществе год спустя. Поэтому, на первой выставке нового сезона, сезона осень/зима 2008/09 - Premiere Vision в Париже – на выставке, которая дает старт всем следующим за ней текстильным выставкам, ее дизайнеры, социологи и колористы лишь осторожно намекают на те тенденции, которые, по их мнению, станут ведущими через год. Они дают лишь ассоциативные образы, никакой конкретики. Производители же тканей и одежды со всего мира, следуя этим заявленным на этой выставке тенденциям, сами создают общественное видение и формируют моду, запуская, таким образом, механизм обратной связи. Поэтому, прогнозы эти, как правило, сбываются...

Но это будет только через год. А пока у нас есть лишь намеки, разрозненные «пазлы», из которых нам самим предлагается собрать картинку трендов. У нас есть лишь ключевые слова, по которым нам предстоит представить себе тот социальный фон, на котором будет развиваться мода сезона осень/зима 08/09. 

Вот эти слова: изобретать завтрашнюю реальность; сочинять современные сказки; любовно соединять материальное и воздушное; отбросить узы традиционного; погрузиться в алхимию конструирования своей жизни; плотность и мягкость; двусмысленность ультра-монохромности и ультра-контрастности; придать отступлению от правил позитивную энергию; перевести стрелки назад и увлечься анахронизмами; заигрывая с жесткостью, уступить мягкости и податливости, стать открытым и видимым; и, наконецполагаться на то, что нить нашего воображения приведет нас к реализации наших возможностей.

Конечно, каждый пойдет к этой самореализации своим путем, но генеральных тренда-пути три:

            - Амбивалентность (принятие многополярности мира и использование ее как преимущества );

            - Алхимия;

            - Предчувствие. 

 Главный символ сезона Осень/Зима 2008/09

specialdernieres 008 fГлавной стихией сезона осень/зима 08/09 объявлен воздух, а его символом – воздушный шар, наполненный горячим воздухом, уже поднявшийся над землей и готовый лететь навстречу созданию завтрашней реальности. С землей его связывает лишь тонкая, сложно запутанная, нить, а переполняющая его энергия готова вырваться наружу через надрыв оболочки. Воздушность, наполненность воздухом и энергией – главная характеристическая особенность тканей грядущего сезона. Объемные ткани, «дутые» жаккарды, стеганка, ткани «вафельной» текстуры, мягкие невесомые шерстяные и ворсовые ткани, хлопок с начесом и, даже рисунки дизайнов с невероятно контрастными переходами, - все наполнено воздухом. А художникам по тканям придется, как минимум на один сезон, переквалифицироваться из художников в скульпторов, научившись работать с объемом.

11С другой же, социально-психологической точки зрения, главный символ выставки и сезона – не простой воздушный шарик, а двуслойный, холодный, розовато-ледяной, снаружи, и теплый, морковно-оранжевый, внутри. Главная ассоциация, которую рождает этот образ – яйцо, скорлупа которого отделяет внутренний мир от внешнего. Легкий, воздушный, объемный по своей внутренней сущности, этот объект (а яйцо, как известно, в свою очередь, является символом жизни, живого существа) снаружи выглядит твердым и прочным, надежно защищающим внутренний мир от внешнего, с которым этот шарик, как плод в материнской утробе, связывает лишь тонкая запутанная нить.

   Образ главного символа отражает и главную социальную тенденцию. Для современного человека стала привычной двойственность. Для внешнего мира он – сильный твердый, холодный, а внутри – яркий, эмоциональный, теплый. Жизнь стала настолько динамичной, что у человека уже нет возможности перестраиваться с одной «ипостаси» на другую. Он должен уметь одновременно пребывать в обеих. Двойственность сопровождает нас везде в современной жизни, а та, в свою очередь, учит нас, как из конфликтов, идеологических и культурных противоречий, извлекать выгоду, как из противников делать союзников. Несовместимое ранее, сегодня прекрасно совмещается, зачастую принося синергетический эффект. Более того, имеет место мощный социальный тренд – совмещать несовместимое! От одномерности – к многомерности мира, к множественности истин!

 Главный тренд (тренд №1) – Амбивалентность или Двойственность

fgeneral 065 fСталкиваются контрастные цвета и стили, прошлое и будущее, на стыке возникают новые жанры и формы, человек «уходит с проложенных путей, заявляет о себе новыми увлечениями», «подкладывает ироническую бомбу под эстетические нормы, и дает волю как эфирным абстракциям, так и осязаемым наслаждениям» (из официального коммюнике выставки).

Разносторонность обогащает. На грани между интимностью и публичностью, между сдержанной стыдливостью и разнузданной фривольностью, человек раскрывается во всех своих проявлениях. Доводя до совершенства внешнюю форму, человек все больше «культивирует свои тайные сады», увеличивая контраст между внешним и внутренним, между видимым и скрытым, и, в то же время, стирая грань между повседневностью и исключительностью, между иронией и перфекционизмом, между этикой и эстетикой.

Тенденции в тканях. Стирается грань между «черным» и «белым», между однотонным и узорчатым. Однотонные ткани становятся объемнее и богаче за счет использования градаций одного цвета, жаккардовой текстуры, специальной выработки, стежки и объемной многослойности. Дизайны принтов расплываются до гипертрофированных размеров, теряя четкие контуры и границы раппорта.

3

4

На ткани уже недостаточно просто смотреть или даже трогать, их надо «слушать» и «чувствовать», чтобы понять их туманную структуру, подчеркнутую вплетением нитей разного оттенка и толщины, дрожащими, как бы наспех выполненными, дизайнами, деликатным «туманным» рисунком и специальными финишными доработками. 

 

5

 6Смешение животного и растительного начала – шерсти с льном, хлопком, коноплей, создает необычные, невиданные доселе, ткани. Ассоциация с необычными мутантами или гибридами усиливается, когда видишь простеганный шелк, блестящий «дутый» жаккард или «мокрую» шерсть, напоминающую мягкий панцирь доисторического животного. 

«Игра в загадки» доходит до того, что порой уже трудно отличить ткань от трикотажного полотна, черное от разноцветного, когда черные шанжаны с эффектом «крыло ночной бабочки», иризируя, таинственно переливаются всеми цветами радуги. А свободный, практически неконтролируемый логикой и общественным мнением, полет фантазии художников, производит на свет фантастические, ничем не объяснимые дизайны, где огромные, неясных контуров «огурцы», изображения цветов и бабочек, «псевдогеометрические» фигуры, расплываясь «не в фокусе», наезжают друг на друга, заполняя собой всю поверхность ткани и не оставляя места для фона.

Социальный тренд, выраженный в стремлении современного человека получить «все в одном», получил свое отражение в невероятном распространении двуслойных и двусторонних тканей. Идеальные по качеству, плотные, но мягкие, они должны обеспечить человеку комфорт в современной «двойственной» жизни с ее сверхвысоким ритмом, который не дает человеку времени и возможности перестраиваться и переодеваться. Транспорт – офис – спорт – встреча с друзьями. Все – в один день, в одном комплекте одежды. Эффективным оказывается тот, кто одновременно готов и к тому, и к другому, и к третьему.

910Двусторонние ткани представлены во всех группах – от пальтовых до рубашечных. При этом возможны самые различные сочетания по фактуре, цвету, рисунку, внешнему виду и функциональности, вплоть до самых несочетаемых. Например – яркая спортивная плащевка снаружи и классический костюмный гленчек внутри. А можно и наоборот – формальная «офисная» ткань снаружи и современный спортивный влаговыводящий материал внутри! Все зависит от того, хочет ли человек даже в неформальной динамичной обстановке сохранить свой статус, или наоборот, его офисная работа по своей динамике больше напоминает занятия спортом.

1112В образе двусторонних тканевых конструкций реализовано  и еще одно стремление современного человека – ощущать себя различным «внутри» и «снаружи», очень урбанистическое стремление совместить функциональность и внешний вид, сохранить оба свои лица – «внутреннее» и «внешнее». Все больше хочется быть твердым и блестящим снаружи, и «мягким и пушистым» внутри. Поэтому все менее актуально выглядят пальто из длинноворсовой шерсти на блестящей вискозной подкладке, а все более современно смотрится плащевка с металликом на мягкой шерстяной подстежке.

Амбивалентность, толерантность, умение находить баланс и компромисс, примирять непримиримое – качества, необходимые человеку для того, чтобы находиться в форватере современной жизни. Нарушение этого баланса двойственности неизменно уводит в маргинальность, выражающуюся либо в алхимическом стремлении найти свой философский камень в отрыве от общества, в уходе в виртуальность и готическую антиконструктивность, так характерные сейчас для молодого поколения (тренд №2 – Алхимия), либо в фантазийный, и порой галлюциногенный, инфантилизм и искусственность «аниме», свойственные, как ни странно, уже более старшему поколению 20-30-летних, до сих пор не нашедших своего места в мейнстриме (тренд №3 – Предчувствие).

Впервые на Premiere Vision’е было выделено всего три генеральных тренда, так явно разделенных на мейнстрим и маргинальность, а их приверженцы – на новаторов - созидателей новой реальности, и консерваторов – алхимиков искусственной жизни. Последние были негласно объявлены темными силами, мощь которых, тем не менее, еще очень велика...

СВВ. Париж, сентябрь 2007