Loading color scheme

О восточной и западной цивилизациях

 shanghai web

Западная цивилизация одержима идеей действия, восточная – идеей гармонизации. Человек западной цивилизации во все века стремился изменить мир вокруг себя, восточной – найти свое место, «поместить» себя в мире, воспринимаемом им как данность.

Восточные языки и иероглифическое письмо статичны. Их основу составляют существительные, часто в одной связке с уточняющими прилагательными. Европейские языки – глагольные, т.к. в основе всей жизни европейского человека заложено действие. В основе жизни восточного человека лежит созерцание.

Европейская письменность передает на письме звуки и мысли, выражаемые самим человеком, восточная письменность      фиксирует предметы и явления внешнего мира, стараясь их однозначно идентифицировать, вне зависимости от того, какими звуками передает эти понятия человек.

Европеец считает, что мир, окружающий его, стоит на месте, а он в этом мире движется, что-то предпринимает, изменяет этот мир, и, со временем, меняется сам. Сам он меняется тоже, во многом, благодаря собственным волевым усилиям. Т.е. в вертикальной иерархии сил для европейца стоят сначала время и прочие надсознательные инстанции, потом человек, и только потом – мир, подвластный изменению со стороны человека. Т.е. сначала мир идей, потом человек, потом материальный мир. Таким образом, человек рассматривается как проводник идей в мир материальный.

Восточный человек считает, что мир меняется сам по себе, причем меняется постоянно и непрерывно. Человек, созерцая эти изменения, тоже меняется под воздействием внешнего мира, а не по своему желанию. Чтобы увидеть, как движется мир, надо остановиться. Как известно, чтобы оценить движение и изменение чего-либо, надо находиться в неподвижной точке. Другими словами, если человек европейской цивилизации все время «бежит по миру», то восточный человек как бы стоит на месте, а мир движется перед его глазами, непрерывно изменяясь и изменяя его самого как часть этого же самого мира.

СВВ. Шанхай, Москва, 2009