Loading color scheme

О смысле жизни и томлении русского человека

11

Религиозный философ Семен Франк в своей книге «Смысл жизни» пишет, что русскому человеку свойственно извечное томление, томительное ожидание того, что с ним что-нибудь произойдет. Русский человек не живет сейчас, а всё чего-то ожидает. И всё ему кажется, что настанет такой момент, когда и начнется собственно жизнь. Вот в ней и будет смысл. А в нынешней жизни нет особого смысла, потому что и не жизнь это вовсе, а ожидание «светлого будущего».

      Периодически, в нестабильные периоды истории России народ, уставший ждать, вдруг начинал что-то предпринимать для того, чтобы приблизить это самое «светлое будущее». Тогда происходили всякие бунты и революции. А так как русский человек никогда не знал конкретно, чего он хочет и что делать, а только «предчувствовал», то и бунты получались «бессмысленные», но зато «беспощадные». Потому что «наболело ведь» столько ждать (это как в московских пробках стоять), извелся уже русский человек своим томлением.

      Поэтому пассивная часть населения на Руси в поисках смысла жизни традиционно уходила в себя, погружаясь в бесконечное философствование и пьянство, а наиболее активная – задавалась вопросом «Что делать?», подменяя им извечный вопрос о смысле жизни. Особенно увлекалась этим вопросом русская интеллигенция (потому что не было у неё другого варианта – ну не погружаться же в беспробудное пьянство, в самом деле!). Причем, если те немногие из народа, кто задавался этим вопросом, пытались решить его в узкоприкладном аспекте, т.е., что сделать именно им и именно сейчас, чтобы придать жизни смысл; то русская интеллигенция сразу ставила вопрос глобально – что должны сделать мы, чтобы изменить мир?

      Так как поставленный в таком аспекте вопрос заведомо оставался без конкретного ответа, то заканчивалось всё в лучшем случае рассуждениями о Великой русской идее, а в худшем – зарубленными старушками…

СВВ. Москва, 2006