Loading color scheme

Чань-буддизм и христианство. Чанчжоу. Буддийский монастырь Тьяньнин

 Tianning1a

Монастырь Тьяньнин или Тянь Нин Сы – главный чань-буддийский монастырь юго-восточного Китая. История монастыря насчитывает более 1300 лет, а его главная пагода, Небесный храм, является самой высокой буддийской пагодой в Китае.

Чань-буддизм, который в Японии и Корее называют «дзэн-буддизмом», возник в Китае на стыке традиционного даоизма и буддизма. Чань не является только религией, хотя, как любая религия, имеет свои ритуалы и основывается на вере. Больше, на мой взгляд, подходит слово «мировоззрение». В основе миропонимания любого китайца, даже причисляющего себя к закоренелым атеистам, лежат принципы чань, дополненные на бытовом уровне заповедями Конфуция. И главные из этих принципов – биоэнергетический подход к действительности, отсутствие претензий к окружающей среде, поиск ответов на все вопросы внутри себя или непосредственно у Учителя. Фигура Учителя в чань-буддизме, вообще, является самой важной, пожалуй, даже важнее какого-то абстрактного верховного божества, которого там, в общем-то, и не существует. Учитель – это перенесенное во времени альтер-эго ученика. Это – он же, только старше и мудрее. Если такого слияния не происходит, ученик отправляется искать себе другого Учителя, в конце концов становясь им сам.

Христианский подход - более социальный. Мир, как правило, целенаправленно ограничен «социумом». Не случайно, всё, что относится к природе и природным объектам, у христиан так или иначе ассоциирует с язычеством, а основные персонажи христианской мифологии – всегда люди или другие одушевленные существа. Поэтому, человек с «христианским подходом» редко ищет причины происходящего и ответы на вопросы внутри себя. Ему свойственно желание разобраться (разобраться!), кто кому должен, кто виноват, и что делать.

В христианском понимании есть Человек (жизнь, путь), Судьба и Бог – три уровня последовательного отделения от человеческого и приближения к божескому. Человек – винтик, раб Божий, игрушка в руках Судьбы. Судьба – это мир, среда, в которой осуществляется жизнь (путь) человека. А Бог – стоит над всем этим. Т.е., вектор движения от Человека к Богу в христианстве направлен вовне. В основе этого движения – диссипация, растворение, самоуничижение. При таком подходе очевидно, что прийти к Богу, в христианском понимании, Человек может только через Мир, через других людей, соединившись с ними «в Боге». Потому что, если разобраться, то что значит «прийти к Богу» в понимании простого человека? Понять, как устроен мир, найти ответы на свои внутренние вопросы, понять, КАК И ЗАЧЕМ ЖИТЬ. Но, найти ответы на эти вопросы для себя одного человеку недостаточно. Ему надо убедиться в «универсальности истины», сверить свои ответы с ответами, полученными другими людьми. Это и называется «соединиться в Боге». Именно поэтому каждое религиозное сообщество всегда так ревностно охраняло чистоту своих рядов от инакомыслящих. Допустить существование инакомыслящих, значило поставить под сомнение таким трудом собранные подтверждения «универсальной истины».

Странным, в таком случае, кажется многовековое стремление всяческих христианских отшельников прийти к Богу напрямую. Но даже они в основу процесса приближения к Богу закладывали растворение… 

Tianning2aВ чань-буддизме же априори принимается постулат о множественности истин. Состояние Просветления доступно любому человеку, который активно «практикует». Тем не менее, у чань-буддистов существует мысль о некой идентичности конечного состояния «будды», к которому каждый человек идет своим путем. Поэтому в монастыре Тьяньнин будд очень много, но они все одинаковые. В понимании даосов и буддистов, путь к Просветлению («к богу») направлен внутрь, а Человек – это и Путь, и Судьба, и Бог одновременно. Он не растворяется в мире, а наоборот, вбирает мир в себя. Состояния будды может достичь каждый. Будда – не бог, а состояние, к которому может прийти любой человек. Поэтому это слово пишется с маленькой буквы. Человек в состоянии будды находится в гармонии с окружающим миром и гармонизирует мир вокруг себя. А как же тогда «закон увеличения энтропии» (разгармонизации)? Значит будд со временем становится все меньше и меньше?...

СВВ. Чанчжоу, 2007