Loading color scheme

Поиск баланса между сохранением водных ресурсов и продовольственной безопасностью Китая

Balancing water resource conservation and food security in China. Carole Dalin, Huanguang Qiu, Naota Hanasaki, Denise L. Mauzerall, Ignacio Rodriguez-Iturbe.  PNAS. 2015. Vol. 112. No 15. P. 4588–4593.

В ближайшие несколько десятилетий ожидается продолжение экономического роста Китая, который будет сопровождаться все большими темпами урбанизации и индустриализации. Нарастающая в связи с этими процессами потребность в земельных и водных ресурсах, а также в обеспечении населения качественными продуктами питания ставит перед правительством Китая задачи выработки грамотной сельскохозяйственной и экологической политики. Используя комбинацию методов гидрологического и экономического моделирования, авторы построили прогнозную модель распределения продовольственных и водных ресурсов Китая на период до 2030 г., а также проанализировали последствия политики сокращения ирригации для сельского хозяйства и обеспечения населения питанием. В рамках модели были объединены данные о международных и межпровинциальных потоках торговли пищевыми продуктами. После обработки этих данных с помощью методов линейной оптимизации в рамках модели общего равновесия и благосостояния, авторы получили для каждой провинции необходимый уровень водообеспечения, который затем сравнили с гидрологической моделью. Также авторы сравнивали эффективность стратегии сокращения орошаемых земель со стратегиями переброски водных ресурсов из одних частей страны в другие, в частности, с широко обсуждаемым проектом переброски вод из южных провинций в северные (South to North Water Transfer, SNWT). Выяснилось, что сокращение орошаемых земель в регионах скудного речного стока и невозобновляемых источников грунтовых вод, таких как Внутренняя Монголия и район Большого Пекина, может существенно улучшить ситуацию с эффективным использованием водных ресурсов в сельском хозяйстве и производстве продуктов питания. Такие меры приведут к сокращению объемов воды, направляемой на ирригацию,  в масштабах страны на 14% (на 14,8 км3/год), не повлияв при этом существенным образом на объемы производства продуктов питания и обеспечение ими населения. И это является наиболее эффективным сценарием. В частности, производство пшеницы в рамках этой модели сократится лишь на 3%. Выращивание же риса, являющегося основным злаком Китая, требует огромного количества воды, а это может означать, что придется уменьшить площадь рисовых полей в стране. Ранее уже проводились подобные исследования для всей территории Китая в целом, но они оценивали эффект от сокращения орошаемых площадей в национальном масштабе лишь на уровне 5%. Это говорит о том, что локальные стратегии экономии водных ресурсов (стратегии таргетированного сокращении ирригации), разрабатываемые для отдельных провинций, более эффективны, чем общегосударственные программы. Кроме того, только с помощью локальных мер можно решить такие сопряженные с ирригацией экологические проблемы, как истощение почв, загрязнение водоемов и исчерпание ресурсов подземных вод.  Сейчас власти Китая начали активные инвестиции в программы снижения потребления воды на 5% к 2030 г. Исследователи предполагают, что руководству Китая стоит задуматься о введении локальных, касающихся отдельных провинций мер, направленных на сохранение водных запасов.

В.В. Стрекопытов