Loading color scheme

Равенство полов позволяет объяснить уникальную социальную структуру первобытных групп охотников-собирателей

Sex equality can explain the unique social structure of hunter-gatherer bands. M. Dyble, G. D. Salali, N. Chaudhary, A. Page, D. Smith, J. Thompson, L. Vinicius, R. Mace, A. B. Migliano. Science. 2015. Vol. 348. No 6236. P. 796–798.

Социальная организация ранних мобильных сообществ охотников-собирателей обладала некоторыми специфическими особенностями, в частности, – большой «текучестью» и низкой степенью родственных связей между их членами. Для них были характерны: совместное добывание пищи, а также аллопарентальная забота о потомстве. При наличии очевидных преимуществ проживания одной большой семьей до сих пор остается загадкой причина нахождения в первобытных группах «чужаков», не связанных ни с кем из членов группы родственными связями. Авторы исследования считают подобные факты достоверным свидетельством существования равенства полов в первобытных группах охотников-собирателей, которое исчезло только при переходе к регулярному сельскому хозяйству. В качестве маркера влияния мужчин и женщин в обществе авторы выбрали принятие решения о том, чьи родственники должны жить в одном лагере охотников-собирателей. Когда главную роль в сообществе играет один из полов, в совместно проживающую группу объединяются лишь родственники по одной линии, а чужаки не допускаются. И, наоборот, при равенстве полов формируются крупные сообщества. Чтобы проверить свою гипотезу, авторы в течение двух лет наблюдали за жизнью двух народов – паланан-акта (Филиппины) и пигмеев мбенджеле (Центральная Африка). Для сравнения ученые собрали данные по соседям паланан-акта – земледельцам паранан, чью культуру отличает патриархат. Наблюдения подтвердили исходную гипотезу: количество не являющихся родственниками индивидов среди охотников-собирателей оказалось примерно в 4 раза выше, чем у земледельцев (16,7% против 4,2%). В результате наблюдений также было замечено, что равенство полов способствует более широким социальным связям и большему разнообразию брачных партнеров. Кроме того, равенство полов и расселение родственников по разным местам расширяют количество поселений, где у человека есть близкие. Это способствует взаимопомощи и обмену информацией на расстоянии, таким образом подстегивая развитие человеческого общества. По мнению авторов, именно равенство полов помогло человеку вырваться вперед по сравнению с другими приматами. К примеру, шимпанзе живут в агрессивных группах, где главенствующую роль играют самцы. В результате эти обезьяны видят в своей жизни слишком мало самцов-чужаков, чтобы научиться новым навыкам. Переход к патриархату у Homo sapiens, вероятно, произошел уже в неолите при появлении земледелия и скотоводства. Тогда люди впервые научились аккумулировать экономически значимые ресурсы (зерно, скот), брать несколько жен и использовать накопленные ценности для создания союзов с родственниками мужского пола. Остается понять, насколько корректно делать выводы о социальной структуре первобытных сообществ на основе наблюдений за жизнью современных охотников-собирателей. Дело в  том, что эгалитарность последних часто связана с распадом традиционной культуры под влиянием современной цивилизации.

В.В. Стрекопытов