Loading color scheme

Развитие оседлых сообществ на равнинах майя. Сосуществование мобильных групп и публичные церемонии в Сейбале (Гватемала)

Development of sedentary communities in the Maya lowlands: Coexisting mobile groups and public ceremonies at Ceibal, Guatemala. Takeshi Inomata, Jessica MacLellan, Daniela Triadan, Jessica Munson, Melissa Burham, Kazuo Aoyama, Hiroo Nasu, Flory Pinzón, Hitoshi Yonenobu. PNAS. 2015. Published ahead of print March 23, 2015, doi:10.1073/pnas.1501212112.

Традиционно считается, что люди, которые способны строить монументальные сооружения, – это люди, ведущие оседлый образ жизни, а группы современных им охотников и собирателей, живших на той же территории, представляют собой какой-то иной народ, который никак не связан с постройкой древних памятников. Так, ранее считалось, что все давние города майя возникли на основе земледельческих общин, а что касается крупных религиозных сооружений, то они строились в последнюю очередь. Авторы статьи, на основании многолетних раскопок в Сейбале – одном из самых ранних городищ майя, расположенном в долине реки Пасьон (равнинная часть территории проживания майя) – опровергает эту точку зрения. В ходе исследования выяснилось, что сначала в поселениях строились храмы, и сооружали их кочующие охотники.  И только спустя сотни лет вокруг религиозных сооружений возникали жилые постройки. По полученным данным, первые монументальные постройки в Сейбале датируются 950 г. до н.э., то есть относятся к среднему доклассическому периоду, когда только начался переход майя от кочевого к оседлому образу жизни. Первые признаки доместикации кукурузы и, соответственно, появления оседлого образа жизни в регионе майя, датируются серединой IV тысячелетия до н.э., примерно в середине II тысячелетия до н.э. в регионе появляется первая керамика. При этом с ранними земледельцами и гончарами на территории современной северной Гватемалы и Белиза соседствовали группы охотников и собирателей, которые в течение продолжительного времени не стремились перейти к оседлому образу жизни. Детальные геохронологические исследования позволили проследить последовательность социальных изменений в Сейбале с беспрецедентной точностью. Похоже, что многие жители Сейбаля в течение нескольких столетий после его основания сохраняли мобильный образ жизни, используя постройки типа землянок лишь для временного проживания. В других частях долины Пасьон и всей равнинной части обнаружено множество следов стоянок кочевников, относящихся к «докерамическому» периоду. В то же время зародившаяся в VII в до н.э. власть уже проживала в Сейбале оседло, о чем свидетельствуют капитальные жилые постройки этого времени. Под полом некоторых жилищ IV в до н.э. уже обнаруживаются захоронения, а в поздний доклассический период (начиная со II в до н.э.) это становится общей традицией. В регионе известны лишь несколько общественных церемониальных комплексов, подобных Сейбалю, относящихся к среднему доклассическому периоду. Ясно, что они не могли быть построены силами только оседлых обитателей этой местности и в строительстве им помогали их кочевые соседи, что подразумевает наличие социальной организации. Результаты исследования говорят о значительной важности Сейбаля как общественного и ритуального центра доклассических майя, а также – одного из первых оседлых поселений в регионе. Скорее всего, Сейбаль был не просто первым крупным городом майя, но и древнейшим церемониальным комплексом во всей Центральной Америке. Первые строения в Сейбале были возведены за 200 лет до Ла Венты, столицы ольмеков.

В.В. Стрекопытов