Loading color scheme

Нравственными решениями можно управлять, отслеживая направление взгляда

Biasing moral decisions by exploiting the dynamics of eye gaze. Philip Pärnamets, Petter Johansson, Lars Hall, Christian Balkenius, Michael J. Spivey, Daniel C. Richardson. PNAS. 2015. Vol. 112. No 13. P. 4170–4175.

Люди часто думают, что их моральный выбор в конкретной ситуации задается абсолютно стабильными предпочтениями и установками, которые существуют в их сердцах и умах. Авторы исследования предположили, что многие моральные решения принимаются человеком, что называется, на лету, и являются продуктом того, как люди воспринимают и взаимодействуют со средой в текущий момент времени. На сегодняшний день одним из непознанных и потому интересных направлений является невербальное общение, а также возможность управления с его помощью волей людей. Положение глаз человека и его текущие мысли во многом определяют то, какой моральный выбор он готовится принять, размышляя о ситуации. Авторы провели эксперимент, который продемонстрировал, что по движению глаз человека можно определить, какой моральный выбор он готовится сделать. По их мнению, это можно использовать для манипуляций мнением и предсказания того, как человек поведет себя в будущем, а также в качестве базы для детектора лжи. В ходе психологического опыта добровольцам было предложено оценить моральную сторону того или иного поступка, историю которого им рассказывали через наушники. Дальнейшее поведение участников – движения их головы, глаз и рук – отслеживалось с помощью камер. Во время рассказа на дисплее монитора, перед которым сидели участники, появлялись две фразы, противоположные друг другу по смыслу и моральному содержанию: например, «убийства иногда оправданы» и «убийства ничем нельзя оправдать». В этот момент камеры начинали неотрывно следить за положением глаз человека и отслеживать, задерживали ли они свой взгляд на одном из этих двух выражений. Когда респондент задерживал свой взгляд на одной из них достаточно долго, что улавливалось техникой, компьютер подавал сигнал и просил добровольца немедленно сделать свой выбор, несмотря на то, что изначально давалось время на раздумья. Как объясняют авторы, таким образом они пытались понять, влияет ли то, на что мы смотрим и о чем мы думаем, на наши моральные установки и выборы. Выяснилось, что наши моральные установки оказались необычайно подвержены тому, на что мы смотрим в момент принятия сложного решения. Так, участники делали выбор в пользу того варианта, на который они смотрели в 58% случаев. Кроме того, выяснилось, что если человек сомневается в ответе, его глаза постоянно поворачиваются направо. Другими словами, ученым удалось манипулировать мнением людей, заставляя их делать выбор в тот момент, когда те смотрели на «нужную» фразу. Не всегда решения принимаются взвешенно и обдумываются заранее, отмечают психологи. Часто моральный выбор совершается спонтанно и зависит от окружающей обстановки. На выбор человека влияет и то, на что он в данный момент смотрит. Повлиять на выбор другого человека можно, если заставить его смотреть на что-то, что подтолкнет его к «нужному» решению. Одним из наиболее подходящих приспособлений для этого являются мобильные устройства, в большинстве своем обладающие встроенными камерами.

В.В. Стрекопытов