Живущие внутри нас. Ученые опровергли главные мифы о микробиоме человека

МОСКВА, 7 сен — РИА Новости, Владислав Стрекопытов. В каждом из нас обитают десятки триллионов микроорганизмов. Некоторые выполняют очень важные функции — участвуют в метаболических и иммунных процессах. Роль других пока не выяснили. Ученые регулярно получают новые данные об этом, и не всегда они согласуются с общепринятыми представлениями.

Миф о микрофлоре

Совокупность микроорганизмов в теле человека часто называют микрофлорой. Но флора — это растения. Существующее в симбиозе с нами сообщество бактерий, архей, грибов, вирусов и простейших организмов называется микробиотой, или микробиомом.
Они населяют кожу, желудочно-кишечный тракт, стенки желчных путей, слизистые оболочки, все биологические жидкости организма. Производят витамины, помогают переваривать пищу, предотвращают чрезмерный рост вредных бактерий, регулируют иммунную систему и даже влияют на мозг. Нормальной, то есть естественной для организма, считают микробиоту, которая в обычных условиях не вызывает заболевания.

Миф об опасности микробов

В 1885-м немецкий врач и бактериолог Теодор Эшерих открыл кишечную палочку, которую в его честь назвали Escherichia coli. Сейчас это один из самых хорошо изученных модельных организмов. Эти бактерии постоянно находятся в кишечнике, они необходимы человеку, а их подавление (например, при приеме антибиотиков), нарушает пищеварение. Однако на первых порах думали, что кишечная палочка — смертельно опасный патоген.

То, что в кишечнике есть микробы, необходимые для жизни, первым предположил в начале XX века русский биолог Илья Мечников. К этому его подтолкнуло открытие в 1899-м бифидобактерий. В основе теорий иммунитета, воспаления, старения, которыми он занимался, — идея о ведущей роли микроорганизмов. Мечников призывал постоянно употреблять кисломолочные продукты, содержащие лактобактерии, — он считал их главным средством борьбы со старением и "самоотравлением" организма.

Миф о плохих и хороших бактериях

Постепенно миф о том, что все микробы вредны, сменился представлением о существовании полезной и патогенной микрофлоры. На самом деле микроорганизмы или их метаболиты не могут быть однозначно "хорошими" или "плохими". Все зависит от местоположения и условий.

Например, та же Escherichia coli в кишечнике полезна: синтезирует витамин K и подавляет болезнетворные микробы. А за его пределами вызывает воспаление органов и тканей. Попасть в организм микроб может через грязную воду, немытые руки или необработанную термически пищу. Главный источник заражения — фекалии людей и животных, а также сточные воды.

Бактерии клостридии Clostridioides difficile, как и кишечная палочка, присутствуют в микробиоме человека на протяжении всей жизни, обычно никак не проявляясь. Но при ослаблении иммунитета — в пожилом возрасте или при лечении антибиотиками — способны вызвать тяжелое инфекционное заболевание прямой кишки.

Миф о дисбактериозе

При многих заболеваниях состав микробиоты меняется — как правило, с неприятными симптомами. Обычно это называют дисбактериозом, что некорректно.

"Такие изменения редко бывают постоянными, — пишут британские микробиологи в недавнем обзоре в Nature Microbiology. — Микробиота сильно различается как в здоровом состоянии, так и при заболевании. Это чрезвычайно затрудняет определение профиля нормальной кишечной микробиоты для клинической практики".

Малоинформативным ученые считают и анализ на кишечные биомаркеры, который предлагают некоторые лечебные центры. Например, есть мнение, что по соотношению бактерий типов Firmicutes и Bacteroidetes можно определить склонность к ожирению. Однако это ничем не подтверждается.

Миф о десятикратном превосходстве

Одно из самых распространенных заблуждений: клеток микробиоты в десять раз больше, чем у самого организма. Этот тезис тиражировался много лет и даже попал в учебники.

Долгие годы считали, что в микробиоме взрослого человека порядка 100 триллионов бактериальных клеток при десяти триллионах собственных. Впервые эти показатели количественно оценили в 2014-м в рамках проекта "Микробиом человека", реализуемого по инициативе Национальных институтов здравоохранения США. Выяснилось, что тут примерно паритет.

Миф о двух килограммах бактерий

Говорят еще, в каждом из нас — от одного до двух килограммов бактерий. Авторы статьи в Nature Microbiology показали, что и это вряд ли соответствует действительности.

"Большая часть человеческой микробиоты находится в толстой кишке. На микроорганизмы обычно приходится не более половины веса фекалий, а общее содержимое толстой кишки колеблется от 83 до 421 грамма, — приводят расчеты ученые. — Средний человеческий стул во влажном состоянии весит около 200 граммов. В таком случае общий вес микробиоты точно не превышает 500 граммов, но, скорее всего, он значительно меньше".

Миф о передаче микробиома по наследству

Нередко в литературе встречается утверждение о том, что кишечная микрофлора передается по наследству, так как ее состав в основном формируется на внутриутробном этапе. Однако специализированные исследования демонстрируют, что лишь немногие виды бактерий переходят напрямую от матери ребенку до или во время рождения и сохраняются потом.

Резкий рост разнообразия микробиоты кишечника происходит в первые несколько лет жизни. Поэтому у каждого взрослого, даже если это однояйцевые близнецы, уникальный микробиом, по которому теоретически можно его идентифицировать.

К трем-четырем годам сборка микробиома в целом завершается, но на него впоследствии воздействуют окружающая среда, диеты, перенесенные заболевания, антибиотики и другие факторы.
Изменение с годами разнообразия микробиоты кишечника человека. В первые годы — рост, затем — стабилизация

Миф о влиянии на мозг

Между активностью бактерий в кишечнике и нейронов в мозге есть определенная связь, которую называют: ось "кишечник — мозг". Изменениями в микробном сообществе кишечника частично объясняют депрессию, ухудшение памяти, синдром хронической усталости, аутизм, шизофрению и нейродегенеративные расстройства.

Микробиом с помощью выделяемых химических веществ отправляет сигналы в центральную нервную систему (ЦНС), оказывая влияние на мозг и психическое здоровье. Доказано, например, что вторичные желчные кислоты микробного происхождения, вырабатываемые в кишечнике, способны воздействовать на когнитивные функции, а изменение их профиля (снижение уровня первичных и увеличение вторичных цитотоксических желчных кислот) коррелирует с развитием деменции.

В связи с этим часто звучат предположения, что увеличение количества "правильных" бактерий в кишечнике поможет справиться с воспалениями, ослабить стресс, улучшить память.

Ученые предостерегают от такой категоричности. Далеко не всегда понятно, являются изменения в микробиоме кишечника причиной или результатом заболевания. Либо и тем и другим — как следствие циклической обратной связи.

Кишечник обладает собственной системой нейронов, которая, с одной стороны, интегрирована в общую нервную систему организма, а с другой — в определенных случаях может функционировать автономно, посылая сигналы в ЦНС через блуждающий нерв. Недаром кишечник иногда называют "вторым мозгом".
Как функционирует ось кишечник — мозг

Ученые сходятся во мнении, что для более глубокого понимания микробиома потребуется еще много работы, но уже сейчас ясно, что тут все очень непросто.