Loading color scheme

Политика перехода на биотопливо, сокращая вредные выбросы, создает продовольственную проблему?

Do biofuel policies seek to cut emissions by cutting food? T. Searchinger, R. Edwards, D. Mulligan, R. Heimlich, R. Plevin. Science. 2015. Vol. 347. No 6229. P. 1420–1422.

Несмотря на то, что вопрос перехода на биотопливо постоянно обсуждается в научной прессе, до сих пор нет единого мнения по этому поводу. Дело в том, что обычно анализируется лишь позитивный эффект такого перехода, позволяющий сократить вредные выбросы парниковых газов. При этом не рассматривается аспект обеспечения продуктами питания беднейших регионов мира. На основе построения климатических и математических моделей авторы посчитали выгоду от перехода с бензина на биологически чистое топливо, производимое из злаков. Они утверждают, что переход на такой вид топлива грозит сокращением производства пищевых продуктов. Существующие на сегодняшний день модели развития предполагают использование от 20 до 50% всех выращиваемых в мире зерновых культур в производстве топлива, что приведет как к значительному повышению цен на сами зерновые культуры, так и к сокращению производства пищевых продуктов. К тому же, процесс переработки зерна в топливо сам по себе является значительным источником выбросов углекислого газа в атмосферу нашей планеты. Если предположить, что посевы зерновых будут полностью восполнены и производство пищевых продуктов не сократится, то результат от перехода с бензина на этанол будет отрицательным: выбросы парниковых газов возрастут. Авторы считают, что разработчики моделей автомобилей, работающих на биологически чистом топливе, должны проводить более точные анализы использования такого топлива и доносить достоверную информацию до политиков и общественности, так как принятие решений без глубокого анализа может привести к большим проблемам в продовольственной сфере и экологии.

В.В. Стрекопытов