Loading color scheme

Ангиопоэтинподобный белок 4 – потенциальный ангиогенный фактор и новая терапевтическая мишень у пациентов с пролиферативной диабетической ретинопатией

Angiopoietin-like 4 is a potent angiogenic factor and a novel therapeutic target for patients with proliferative diabetic retinopathy. Savalan Babapoor-Farrokhrana, Kathleen Jeea, Brooks Puchnera, et al. PNAS. 2015. Vol. 112. No 23. E3030–E3039.

Развитие диабета сопровождается многочисленными нарушениями в работе организма. В частности, из-за повышенного уровня сахара в крови происходит деформация и разрушение капиллярных сосудов в сетчатке глаза, что приводит к развитию диабетической ретинопатии – заболевания, от которого страдают около половины диабетиков. Диабетическая ретинопатия является наиболее частой причиной потери зрения у взрослых людей работоспособного возраста в США. Заболевание развивается, когда нормальные кровеносные сосуды в глазу постепенно замещаются аномальными хрупкими кровеносными сосудами, которые пропускают кровь в глаз, повреждая светочувствительную сетчатку и вызывая слепоту.  Обычно при этом заболевании пациентам проводят лазерное укрепление кровеносных сосудов. Однако такой метод снижает остроту периферического зрения. Выяснилось, что разрушение сетчатки глаза и слепота возникают при развитии сахарного диабета из-за нарушений в работе двух гормонов, управляющих ростом сосудов, и что их блокировка успешно предотвращает рост дефектных капилляров. В ходе исследования авторы наблюдали за ростом в условиях хронического или эпизодического недостатка кислорода здоровых и диабетических клеток, извлеченных из капилляров глаза. При нехватке кислорода клетки сетчатки глаза и прочие ткани начинают выделять большое количество молекул гормона VEGF, заставляющего организм выращивать новые капилляры. Ученые давно знают об этом эффекте, и в последние годы было создано несколько препаратов, основанных на блокировании фактора роста эндотелия сосудов VEGF, – бевацизумаб, ранибизумаб и афлиберцепт. Подобные лекарства замедляют развитие ретинопатии, но не останавливают ее, что заставило авторов проверить, существуют ли какие-то другие факторы, способствующие развитию болезни. Авторы измерили уровень VEGF в образцах жидкости из глаз здоровых людей, диабетиков, у которых не было диабетической ретинопатии, и у людей, страдающих этой болезнью. Именно у последних уровень VEGF оказался наиболее значительным, хотя в некоторых образцах его было меньше, чем у здоровых людей. Однако даже низкое содержание VEGF в жидкостях пациентов с диабетической ретинопатией стимулировало рост кровеносных сосудов в лабораторных клетках. Как показали эксперименты, сосуды начинали расти даже в тех случаях, когда ученые добавляли в пробирку жидкость, извлеченную из глаз диабетиков с крайне низкой концентрацией VEGF в крови. Причиной этого роста был другой гормон – ангиопоэтин-4 (ангиопоэтинподобный белок 4), который тоже участвует в формировании новых сосудов. Когда ученые заблокировали его работу, рост сосудов резко прекратился. Это дает надежду на то, что медикам удастся в ближайшие годы создать препарат, который будет одновременно подавлять работу и VEGF, и ангиопоэтина-4. Подобные лекарства могут оказаться полезными не только для диабетиков, но и для людей, страдающих от макулодистрофии, – разрушения сетчатки по причинам, не связанным с диабетом.

В.В. Стрекопытов