Loading color scheme

«Слоеный пирог» гособоронзаказа

В Государственной Думе РФ состоялось Первое заседание Экспертного совета по развитию электронной и радиоэлектронной промышленности при Комитете по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.

Одной из основных тем заседания стали вопросы законодательного закрепления за Минпромторгом функций госзаказчика по разработке, производству, применению, стандартизации и обеспечению качества электронной компонентной базы для вооружения, военной и спецтехники.

Открывая заседание, председатель Экспертного совета, председатель Думской Комиссии по развитию предприятий ОПК Владимир Гутенев подчеркнул масштаб и значимость вопросов, которые предстоит решать в целях развития взаимодействия разработчиков и производителей радиоэлектроники, Минпромторга и Минобороны РФ.

На этом же заседании заместителем председателя Экспертного совета был избран заместитель генерального директора – статс-секретарь АО «Росэлектроника» Арсений Брыкин, а первыми заместителями председателя — директор Департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга России Сергей Хохлов и генеральный директор ОАО «Объединенная приборостроительная корпорация» Александр Якунин.

В центральном докладе «Вопросы законодательного обеспечения радиоэлектронной промышленности», представленном Арсением Брыкиным, затрагивается, пожалуй, главная тема, волнующая «оборонщиков», — вопрос ценообразования продукции военного назначения. Обращается внимание на необходимость соблюдения баланса интересов заказчика в лице государства и производителей. Структура ценообразования продукции военного назначения, представленная в презентации в виде «слоеного пирога», отражает различные уровни кооперации предприятий, участвующих в исполнении гособоронзаказа. На верхних уровнях этого «слоеного пирога» находятся крупные государственные предприятия, выступающие головными исполнителями гособоронзаказа. Здесь действует государственное регулирование цен, установлены жесткие нормы и правила. Нижний уровень представлен частными предприятиями, поставляющими комплектующие материалы. Действующее на нижнем уровне рыночное регулирование не позволяет распространить на эти предприятия нормы и правила ценообразования на продукцию оборонки. Более того, поставщики комплектующих часто могут находиться за рубежом, вне юрисдикции Российской Федерации, а рост цен иностранных материалов и компонентов порой достигает 300%. Конфликт интересов предприятий разных уровней, вовлеченных в исполнение гособоронзаказа, проявляется не только в ценах, но и в сроках, и в объемах авансирования.


2085

В результате, фактические затраты организаций ОПК с многоуровневой кооперацией, выпускающих сложную технику, часто превышают принятые в цене нормативные затраты, регулируемые известной формулой «20 плюс 1» (рентабельность на собственные затраты предприятий не должна превышать 20%, а на покупные комплектующие изделия — 1%). АО «Росэлектроника» является характерным примером таких предприятий. Компания работает не только в первом, втором, третьем и четвертом уровнях, — у нее более 150 прямых контрактов и несколько тысяч договоров в рамках кооперации.

2086
В своем докладе Арсений Брыкин отметил: «Радиоэлектронная промышленность пронизывает все звенья гособоронзаказа — от головных исполнителей до кооперации четвертого, пятого уровня. Что беспокоит прежде всего? — Рост цен на комплектующие, который иногда в разы превосходит то, что нам позволено индексами-дефляторами утверждать в цене». 

2087

В докладе прозвучали предложения, как сделать отрасль в целом более эффективной. В рамках Экспертного совета по радиоэлектронике и комитета Госдумы РФ, курирующего промышленность, предлагается, прежде всего, провести согласование позиций ГК «Ростех», а также предприятий-производителей и потребителей компонентной базы радиоэлектроники, ввести дифференциацию по ценообразованию на серийную продукцию в рамках гособоронзаказа и «ниокровскую» составляющую, перейти на длительные контракты (так называемые контракты жизненного цикла), включить стоимость кредитов в структуру цены изделия, а также по-новому подойти к определению более гибкой формулы цены, учитывая в ценообразовании реальные составляющие, не укладывающиеся в формулу «20 плюс 1». 

2088
Главная задача — соблюсти баланс интересов, без этого отрасль эффективно работать не будет. «Если говорить «экономическим» языком, то мотивация по получению чистой прибыли у каждого из игрока этой цепочки поставок совершенно различная: у частника она своя, у предприятия, входящего в интегрированную структуру, своя, и договориться здесь без законодательных и нормативно-правовых инициатив у нас не получится» — говорит в докладе Арсений Брыкин.

2089

Большинство озвученных на заседании предложений вошли в пакет предлагаемых изменений в Федеральный Закон № 275-ФЗ, которые будут обсуждаться в ближайшее время на заседании комиссии Госдумы.

В заключении своего выступления Арсений Брыкин отметил: «Также предлагается уже в этом году рассмотреть вопросы о централизации закупок электронной компонентной базы и о единых центрах сертификации изделий ЭКБ, связанных со страховыми запасами «головников» в оборонно-промышленном комплексе. Это сложнейшая задача, связанная с большими ресурсами, с большими рисками, но нам она представляется важной и реализуемой силами ГК Ростех и Росэлектроники».

2091


Справка:
Экспертный совет по развитию электронной и радиоэлектронной промышленности является постоянно действующим консультативным органом для научно-правового, экспертного и информационно-консультационного обеспечения деятельности Комитета Государственной Думы РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. В задачи Совета входит анализ состояния и развития радиоэлектронной промышленности, изучение зарубежного опыта, подготовка рекомендаций по разработке и экспертиза законопроектов, касающихся профильной сферы.

Текст: Владислав Стрекопытов