Loading color scheme

Американские страсти по редким землям

Фото: Маунтин-Пасс / Molycorp
Фото: Маунтин-Пасс / Molycorp

Китайская карта 
Еще в самом начале своего пребывания в Белом доме Дональд Трамп заявил, что торговые отношения с Китаем будут одним из приоритетов его внешней политики. При этом Трамп намерен занять в этих отношениях весьма жесткую позицию. Чем это может обернуться для США, написала недавно FOX News в своей редакционной статье, напомнив, что на сегодняшний день 100% редкоземельных элементов (РЗЭ), без которых невозможно производство двигателей для современных истребителей, управляемых ракетных систем и другой высокотехнологичной продукции оборонного комплекса, закупаются за рубежом, главным образом в Китае. Небольшая часть РЗЭ поставляется из Эстонии, Франции и Японии, но и там они производятся из китайских концентратов. Автор статьи, вице-президент и исполнительный директор FOX News Джон Муди пишет о том, что Китай в любой момент может перекрыть канал поступления РЗЭ, накинув на США «редкоземельную удавку».

Эра Маунтин-Пасс
Однако ситуация с редкоземельным сырьем в США не всегда была такой плачевной. До конца 1990-х годов Соединенные Штаты были крупнейшим производителем редких земель в мире. Начиная с середины 1960-х годов добыча велась компанией Molycorp Minerals на месторождении Маунтин-Пасс в Калифорнии. В истории редкоземельной отрасли эти 25 лет получили название «эра Маунтин-Пасс». Даже в 2013 году Molycorp обеспечивала 37% внутренних потребностей США в редких землях, но в 2015 году компания была объявлена банкротом, а добыча руды на Маунтин-Пасс остановлена. Само месторождение подготовлено к продаже на аукционе, который должен состояться в марте 2017 года. Виной всему — низкие цены на РЗЭ, сделавшие нерентабельной дальнейшую отработку месторождения. Компания, вложившая в объект более миллиарда долларов, потерпела финансовый крах, а Соединенные Штаты остались без единственного отечественного источника редких земель.

Русский след в американской истории о редких землях
Нельзя сказать, что в США не понимали серьезность ситуации, но всерьез заговорили об угрозе национальной безопасности только с приходом в Белый дом новой администрации. Последней каплей стало известие о том, что месторождением Маунтин-Пасс заинтересовался российский бизнесмен, обладающий на сегодняшний день еще и немецким паспортом, бывший совладелец «Мечела» Владимир Йорих. Предложение о выкупе выставленного на аукцион месторождения поступило от подконтрольного Йориху швейцарского инвестиционного фонда Pala Investments Ltd. Об этом первым написал The Wall Street Journal. Сумма предложения, согласно данным этого издания, составила 40 млн долларов, что несопоставимо меньше вложений в активы месторождения, сделанных компанией Molycorp Inc. Согласно данным Суда по несостоятельности (банкротству) штата Делавэр, где слушалось дело компании, их сумма составила 1,25 млрд долларов. 

Билль о стратегических металлах
В американском Конгрессе на «российскую угрозу» отреагировали незамедлительно. 7 марта 2017 года член Палаты представителей конгрессмен-республиканец и сторонник Трампа Дункан Хантер выступил с инициативой создания фонда стратегических материалов. Поданный им законопроект назван METALS Act. Красивое название, на самом деле, — аббревиатура, которая расшифровывается как Materials Essential to American Leadership and Security (Материалы, необходимые для обеспечения американского лидерства и национальной безопасности). С текстом законопроекта можно ознакомиться здесь: www.congress.gov/bill/115th-congress/house-bill/1407/text.

Законопроект предлагает обязать предприятия военно-промышленного комплекса США закупать только РЗЭ, произведенные внутри страны, а правительство, по мнению автора законопроекта, должно помочь американским производителям редких земель субсидиями. В разделе же 6 законопроекта говорится о прямом запрете инвестиций в редкоземельные объекты США, если эти инвестиций хотя бы частично поступают из Китая или России. Но, похоже, «серебряную пулю» отливать уже поздно — часть активов Molycorp Inc. в связи с ее банкротством уже ранее была приобретена китайскими компаниями. В дальнейшем же все заявки на покупку активов месторождения Маунтин-Пасс будут рассматриваться Комитетом по зарубежным инвестициям США (CFIUS). Этот комитет контролирует все инвестиционные проекты и транзакции, которые потенциально могут повлиять на национальную безопасность США.

Редкоземельная отрасль может перейти в ведение Министерства обороны США
Законопроектом METALS Act предусматривается создание Инвестиционного фонда стратегических материалов за счет средств Министерства Обороны США в объеме 1% от стоимости программ по разработке новейших авиационных и ракетных вооружений. Средства фонда пойдут на выделение беспроцентных займов сроком до 5 лет американским компаниям, занимающимся разработкой новой высокотехнологичной продукции или технологий, связанных со стратегическими и критическими материалами, а также на субсидирование оборонных программ, в рамках которых предприятиями военно-промышленного комплекса будут закупаться произведенные внутри страны эти самые стратегические и критические материалы. При этом подчеркивается, что одна из главных задач фонда — ни в коем случае не допустить сокращения программ производства новейшей военной техники и вооружений.

«Соединенные Штаты не могут оставаться в зависимости от зарубежных источников стратегических и критических материалов, — говорит конгрессмен Дункан Хантер, сам в прошлом майор американской армии, ветеран операций в Ираке и Афганистане. — Риск такой зависимости с точки зрения национальной безопасности слишком велик, и это требует принятия срочных мер по возрождению нашей отечественной производственной базы этих материалов».

Вторит ему и портал American Resources: «Без доступа к этим материалам мы рискуем скатиться к технологиям времен вьетнамской войны, что весьма недальновидно для страны, претендующий на роль ведущей военной державы».

А в официальном отчете Научно-исследовательской службы Конгресса США (Congressional Research Service) вообще говорится, что редкоземельные элементы входят в состав узлов практически всех современных систем вооружений.

Стратегические и критические материалы
По данным Геологической службы США (USGC), опубликованным в ежегодном отчете за 2017 год, список критических видов сырья, 100% внутренней потребности в которых обеспечивалась за счет импорта, в 2016 году составил уже 20 позиций. Для сравнения, в 1984 году их было 11. В 2016 году этот список пополнился редкими землями, марганцем и ниобием. Общий же объем импорта в США РЗЭ в металле и соединениях в 2016 году в физическом выражении вырос на 6% по сравнению с 2015-м, хотя и упал в стоимостном выражении со 160 млн долларов до 120, что было связано с продолжающимся падением цен на РЗЭ на мировом рынке. В структуре импорта лидирует Китай (72%). Другие страны, через которые осуществляется поставка (Эстония — 7%, Франция — 5%, Япония — 5% и прочие страны — 11%), так или иначе производят РЗЭ из того же китайского сырья.

Полный список стратегических и критических видов сырья выглядит так: мышьяк, асбест, цезий, плавиковый шпат, галлий, графит, индий, марганец, слюда, ниобий, кристаллический кварц, РЗЭ, рубидий, скандий, стронций, тантал, таллий, торий, ванадий, иттрий.

Помимо природного сырья в список стратегических и критических материалов METALS Act предлагает включить перхлорат аммония, использующийся в качестве ракетного топлива. В законопроекте подчеркивается, что необходимо полностью отказаться от импорта этого химического соединения, если США намерены сохранить лидерство в производстве ракетных вооружений и пилотируемых космических полетов.

Немного о торие
Получается так, что как только начинается разговор о редких землях, тут же всплывает «ториевая» проблема. Президент России Владимир Путин в августе 2016 года, формируя перечень поручений Правительству РФ по подпрограмме «Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», включил в него блок поручений, связанный с реализацией программ использования тория. Вот и в METALS Act есть пункт, предусматривающий обращение к Министру обороны США о возможности использования ториевых реакторов на судах Военно-морского флота США.

Поддержка со стороны производителей
Законопроект METALS Act сразу же поддержали компании, которые в настоящее время реализуют проекты по разведке редкоземельных месторождений в США, такие как Ucore Rare Metals Inc. (месторождение Бокан-Маунтин на Аляске) и Texas Mineral Resources Corp. (месторождение Раунд-Топ в Техасе и проект по получению РЗЭ из углей в Пенсильвании).

Президент Ucore Rare Metals Джим Маккензи отмечает: «METALS Act — конкретный шаг на пути развития отечественной производственной базы стратегических и критических материалов, включая редкие земли. Ucore Rare Metals поддерживает законопроект, действующий в интересах национальной безопасности США».

По мнению генерального директора Texas Mineral Resources Дана Горски, «законопрект конгрессмена Хантера — четкое напоминание о том, что в геополитических вопросах надо делать ставку на собственные стратегические ресурсы».

Справка
По данным Геологической службы США (USGC), в 2016 году в США не было произведено ни одной тонны РЗМ. В 2015 году добыча составила 5,9 тонны. Весь этот объем был получен на ныне законсервированном месторождении Маунтин-Пасс.
В настоящее время на территории США ведутся работы по изучению и оценке ряда редкоземельных объектов, однако все они далеки от завершения, а перспективы ввода этих объектов в эксплуатацию в ближайшее время весьма сомнительны. Речь идет о следующих месторождениях: Беар-Лодж (шт. Вайоминг), Бокан-Маунтин (шт. Аляска), Даймонд-Крик и Леми-Пасс (шт. Айдахо), Элк-Крик (шт. Небраска), Ла-Пас (шт. Аризона), Пи-Ридж (шт. Миссури), Раунд-Топ (шт. Техас) и Тор (шт. Невада).

Текст: Владислав Стрекопытов