Loading color scheme

РусГидро о программе развитии энергетики Дальнего Востока

Дальний Восток является приоритетным для Русгидро регионом, здесь сосредоточено большинство строящихся компанией объектов. РусГидро считает Дальний Восток перспективным регионом и для развития возобновляемой энергетики. 

Выступая на Круглом столе по энергоэффективности в посольстве Швейцарии, директор Департамента перспективного развития ПАО «РусГидро» Алексей Каплун подробно остановился на принципах, заложенных в основу программы развития энергетики на Дальнем Востоке, разработанной в компании. 

В основе программы — индивидуальный подход

У компании «РусГидро» на Дальнем Востоке есть гидростанции, тепловые станции и уже есть достаточно большой сектор возобновляемой энергетики.

«Когда встал вопрос, что же делать с дальневосточной энергетикой, мы первым делом проехали по всем станциям, сделали детальное описание с конкретными рекомендациями по каждой станции и пришли к заключению, что вопрос даже не в том, как сделать более эффективной каждую станцию. Вопрос в том, как сделать, чтобы она просто работала, чтобы нам не потерять энергосистему» — рассказывает Алексей Каплун.

Тепловые сети и энергообъекты региона сильно изношены. Свидетельство тому — недавние аварии на ТЭЦ в Якутии. А в условиях якутской зимы любой сбой в работе станции, вызвавший даже кратковременную ее остановку, повлечет за собой катастрофические последствия — все системы отопления замерзнут, все батареи и трубы придут в негодность, весь город целиком нужно будет эвакуировать. 

«Для нас вопрос эффективности — это не столько улучшение существующих параметров, сколько вопрос надежности и безопасности жизнеобеспечения, — продолжает представитель РусГидо. — Многие территории Дальнего Востока вообще представляют из себя изолированные территории, там нет сетей, там нет коммуникаций. Это отдельные села, отстоящие друг от друга на сотни километров. И энергоснабжение подобных территорий — важный вопрос. Мы разработали специальную программу развития наших мощностей. Где-то нужно повышать эффективность уже существующего оборудования, где-то мы понимаем, что оборудование уже нужно просто менять. Вопрос экономики не всегда стоит на первом месте. Если вовремя не произвести замену оборудования, можно получить такую катастрофическую ситуацию, когда вопрос уже будет идти не о деньгах, а о спасении людских жизней. Поэтому для нас вопрос энергоэффективности неразрывно связан с вопросом безопасности энергоснабжения. И в первую очередь мы смотрим не на инновации, а на то, как бы не сделать хуже». 

Дальневосточные территории очень различаются между собой: Владивосток находится на широте Сочи, а Чукотка — это Арктическая зона. Для каждой территории надо разрабатывать свои особые механизмы повышения эффективности. А часто стоит задача не повышения эффективности, а обеспечения устойчивости энергоснабжения. В компании «РусГидро» подготовили пять вариантов программы, которые в данный момент находятся на рассмотрении у Президента. 

«Основа нашего подхода заключается в том, что по каждой отдельной, даже дизельной, станции мы вырабатываем свой алгоритм действий: где-то предлагаем переводить дизельные станции на нефть, где-то — менять дизельные станции на возобновляемые источники энергии или дополнять их возобновляемыми источниками энергии». 

Возобновляемая энергетика 

О возобновляемых источниках энергии (ВИЭ) хорошо сказал Чубайс, отметив, что в традиционных источниках энергии уже ничего нового не придумаешь, а «здесь еще есть чем позаниматься». 
Возобновляемой энергетикой в РусГидро начали заниматься лет шесть назад, еще до того, как появилась всеобщая мода на ВИЭ. 

«Все потому, что мы никогда не занимались ВИЭ ради ВИЭ, — рассказывает Алексей Каплун. — Есть задача энергоснабжения изолированных территорий, где стоит проблема высокой стоимости привозного дизельного топлива, а также сложности и длительности самого процесса его доставки. От момента закупки топлива до момента его прихода на станцию проходит два-три года. Сначала морем, потом по реке, потом по зимнику. Несколько перевалок. За это время топливо становится «золотым». Одним из очевидных путей повышения эффективности и сдерживания тарифов, на наш взгляд, является замена дизельных станций возобновляемыми источниками энергии. И здесь главный наш мотив — снижение стоимости электроэнергии, а не следование «экологической» моде. В этом году у нас будет уже 19 солнечных станций, 3 ветропарка».

Сейчас в России существуют два основных направления развития энергетической отрасли — 1) развитие возобновляемой энергетики, включающее программы по переработке мусора с целью получения из него энергии и 2) энергообеспечение изолированных узлов, которых у нас в стране около 100 тысяч. И не только на Дальнем Востоке и Крайнем Севере, есть они даже в Подмосковье. Практически в любом регионе можно найти поселения, где нет электричества. 
И если в первом случае акцент делается на новые технологии, которые разрабатывает Росатом, Роснано, то во втором случае они не подходят. Нельзя просто купить, например, в Китае, ветровые станции, поставить их на Чукотке, и думать, что они там будут работать, потому что к оборудованию, работающему на подобных территориях, предъявляются особые требования. РусГидро реализовала на Камчатке проект ветропарка, «ветряки» для которых не просто закупили в Японии, а которые были разработаны совместно с японцами и проверены в суровых северных условиях. Сейчас та же разработка используется при строительстве ветряной станции в Тикси.

«Если говорить про Дальний Восток, развитие ВИЭ не есть панацея. В каждом конкретном случае это — комплексный проект, подразумевающий и развитие дизельных станций, модернизацию теплотрасс. На Камчатке у нас, например, ветровая станция дает энергии значительно больше, чем нужно. Так мы там поставили тепловые котлы, и вся избыточная энергия идет на генерацию тепла. А вот в Тикси, например, мы сейчас делаем не только ветростанцию, но и модернизируем дизельную, добавляем накопитель и строим сети. Это все к вопросу о повышении эффективности» — замечает Алексей Каплун.

Северные инновации 

Как известно, чем меньше освоено, тем лучше для инноваций. Но условия Дальнего Востока и Крайнего Севера порой настолько специфичны, что «велосипеды» часто приходится изобретать самим. Например, панели солнечных станций надо постоянно поддерживать в чистоте. Год назад РусГидро ввела в строй солнечную станцию в Батагае. Она в книге рекордов Гиннесса как самая северная солнечная станция в мире. Там панели водой из шланга не помоешь…

«На Сахалине своя проблема — там по всему острову протянуты сети еще в 50-60-х годах прошлого века. Сейчас они уже изношены, к тому же изменился климат, направление ветров, влажность, температуры. И в нашей программе мы предусматриваем, что делать конкретно с каждым узлом этих сетей — где-то меняем сети, где-то наоборот уходим от сетей, строим какую-то локальную генерацию. Сотрудничаем с японскими коллегами, что позволяет нам использовать их опыт, как избавиться от избыточных снеговых нагрузок на провода, от обледенения. Для нас это определенные инновации» — говорит Алексей Каплун.

Ежегодно РусГидро организует международные конференции по инновациям, на которые приезжают специалисты из США, из Японии, из других стран. Не только поделиться опытом, но и узнать о ноу-хау, которые наработали их российские коллеги. 

Сам себе электростанция

Но на сегодняшний день каждый человек имеет право в индивидуальном порядке вырабатывать электроэнергию для личного потребления. 

«А есть ли сейчас какие-то портативные энергообеспечивающие устройства?» — спросили мы Алексея.

«Что-то, конечно, есть. К примеру, в Северную Корею, где на большей территории практически нет постоянного энергоснабжения, китайцы продают домашние системы, включающие солнечную батарея, соединенную с телевизором. Едешь по Северной Корее и видишь — в каждом окне собственная солнечная батарея, от нее питается телевизор. Но там это — вынужденная мера. А при наличии централизованного энергоснабжения никто никогда не будет переходить на индивидуальное».

Текст: Владислав Стрекопытов