Александр Сергеев: За счет чего мы собираемся конкурировать в науке
Общее собрание членов Российской академии наук, прошедшее в Москве, было посвящено обсуждению приоритетов научно-технологического развития страны, сформулированных в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.
Среди них — переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергетике, к передовым цифровым, интеллектуальным и производственным технологиям, возможность эффективного ответа на вызовы глобального развития, противодействие техногенным, биогенным, социокультурным угрозам, переход к персонализированной медицине и высокотехнологичному здравоохранению, к высокопродуктивному, экологически чистому агро- и аквахозяйству, создание транспортных, интеллектуальных и телекоммуникационных систем.
В своем вступительном слове, открывающем общее собрание президент РАН академик Александр Сергеев напомнил, что поправки в закон о госакадемиях предоставили РАН полномочия для прогнозирования основных направлений научного, научно-технологического и социально-экономического развития страны: «Страна стоит перед серьезными проблемами, у нас нет избытка трудовых и финансовых ресурсов, политическая ситуация не располагает к тому, чтобы заимствовать передовые технологии из-за рубежа, поэтому многократно возрастает роль наших главных богатств - интеллекта и креативности народа, носителем которых всегда была академия наук. От нас зависит, как скоро страна станет на рельсы инновационного развития, преодолеет технологическое отставание от мировых лидеров».
Накануне общего собрания членов РАН нам удалось встретиться с Александром Сергеевым в МИА «Россия Сегодня» и спросить его о том, как приоритеты, вынесенные на обсуждение академического сообщества, согласуются с приоритетами, определенными в рамках нацпроекта «Наука».
Есть нацпроект «Наука». Насколько приоритетные направления этого проекта согласуются с семью приоритетами Стратегии научно-технологического развития?
Александр Сергеев: Стратегия была принята в конце 2016 года, а в 2018 году появился майский указ Президента, и началась работа по 12 национальным проектам. Один из национальных проектов — «Наука», и совершенно естественно возник вопрос о том, чтобы вектор этого национального проекта не расходился с тем вектором, который задала Стратегия. Такое понимание заведомо есть. Давайте, прежде всего, остановимся на цифрах. Национальный проект «Наука» — это не все деньги, которые пойдут в науку. Это дополнительные средства в районе 330 миллиардов рублей, которые пойдут в гражданские исследования и разработки. Все те программы, которые действовали до сих пор, они продолжают действовать. На национальный проект надо смотреть как на усиление тех направлений, которые сформулированы в Стратегии.
С одной стороны, это деньги сравнительно небольшие, потому что это деньги на 6 лет. С другой стороны, мы же говорим о дополнительном финансировании гражданского сектора исследований и разработок. У нас в стране этот сектор на будущий год составит около 400 миллиардов рублей, поэтому та цифра, которую я назвал, это довольно солидно. Если посмотреть, какой процент от 8 триллионов, запланированных в целом на 12 национальных проектов, приходится на проект «Наука», то в процентном отношении это больше, чем процент, выделяемый на гражданскую науку из бюджета. Государство таким образом подчеркивает, что наука является приоритетом.
Национальный проект «Наука» состоит из трех федеральных проектов. И надо сказать, что Российская академия наук очень серьезно и ответственно участвовала в формулировке мероприятий в этих федеральных проектах. Сейчас мы находимся на стадии корректировок по мероприятиям, которые есть внутри федеральных проектов. Эти федеральные проекты посвящены трем направлениям, и я хочу сказать, как они перекликаются со Стратегией. Первый из федеральных проектов связан с организацией взаимодействия науки, образования, бизнеса, промышленности, с развитием кооперации. И в этом смысле, в Стратегии тоже как раз про это. И когда мы говорим про научные образовательные центры, здесь будет треугольник, где есть наука, образование и, обязательно, присутствие заказчика. Это может быть промышленность, это может быть сельское хозяйство. И этот «угол треугольника» сейчас будет важнейшим, потому что только в том случае, когда придет постановщик задачи и скажет «я готов, я вижу рынок, я вижу социальные потребности в стране, я готов быть заказчиком», только в этом случае будет формироваться этот научно-образовательный центр. В этом смысле и Стратегия, и национальный проект идут в одном направлении.
Второй федеральный проект связан с развитием инфраструктуры науки. Мы за последние десятилетия довольно подотстали от передовых стран по инструментализации науки. Даже если у нас есть головы и креативность, если нет инструмента, мы не сможем производить современные знания, и «вбрасывать» эти знания в эти цепочки, мы никогда не будем конкурентными в современных технологиях. Наука должна быть вооружена современным инструментом.
И третье — это кадры. Вопрос действительно очень важный. Если посмотреть на график распределения по возрастам научных работников, которых сейчас в стране около 370 тысяч, то наблюдается следующая картина. За счет того, что созданы беспрецедентно масштабные инструменты поддержки молодежи, уже появился определенный подъем для возраста от 30 до 40 лет. В области 50-летних у нас заметная «дыра». Второй максимум — в области 60-70 лет. Это наши уважаемые коллеги, которые в ближайшее десятилетие неизбежно будут освобождать свои места. Эта часть будет уходить из активной научной работы. Поэтому первый вопрос: чем возмещать? Второй вопрос очень важный: по сравнению с наукоориентированными странами мы начинаем проигрывать по такому показателю, как количество исследователей на 10 тысяч населения. Тогда за счет чего мы собираемся конкурировать, если и с инструментами у нас не очень хорошо… Поэтому вопрос о том, чтобы появилась достаточно молодая, но уже активная и значимая в научном плане составляющая в научном потенциале страны, стоит сейчас довольно остро. По разным оценкам необходимо 60-70 тысяч новых научных работников. Мы их должны воспитать. Мы должны работать вместе с университетами, чтобы эти люди появились. Мы же не можем как Соединенные Штаты или уже Китай привлекать за огромные деньги в страну научную рабочую силу из-за рубежа. У нас нет таких возможностей в экономике. Поэтому третий федеральный проект — «Образование» — тоже очень важный.
В целом я считаю, что национальный проект «Наука» сохраняет тот же вектор, который имеет Стратегия, и должен давать дополнительный ресурс, чтобы Стратегия была выполнена.
Текст и фото: Владислав Стрекопытов