Loading color scheme

Неоднозначные антибиотики. Как лекарства помогают супермикробам

МОСКВА, 10 янв — РИА Новости, Владислав Стрекопытов. Бактериальные инфекции с каждым годом все устойчивее к антибиотикам. В недавно опубликованном отчете ВОЗ специалисты обобщили данные по 87 странам за последние пять лет. О том, как микробы превращаются в супербактерии и можно ли это остановить, — в материале РИА Новости.
 

Гонка на выживание

Бактериальные патогены, против которых не помогают антибиотики, называют резистентными или супербактериями. По статистике ВОЗ, связанные с ними инфекции — на третьем месте среди причин смерти в мире после болезней сердца и инсульта. В 2019-м от них погибли 4,95 миллиона человек.
 
Приходится разрабатывать более сильные препараты. Но микробы, как в известном парадоксе про Ахиллеса и черепаху, постоянно оказываются впереди. И эволюционируют все быстрее.
 
Например, доказано, что Klebsiella pneumoniae, вызывающая пневмонию, сепсис, менингит, абсцессы печени, селезенки и другие опасные болезни, приобрела резистентность практически сразу, как только больным стали активно назначать препараты из семейства карбапенемов. Антибиотики широкого действия — фторхинолоны — применялись с 1980-х для лечения инфекций мочевыводящих путей. Сегодня они неэффективны уже в более чем половине случаев. То же самое — с цефалоспоринами, назначаемыми при гонорее.
 
Но наибольшее беспокойство вызывает устойчивый к метициллину и другим антибиотикам золотистый стафилококк (Staphylococcus aureus). В некоторых странах с ним связаны до 50 процентов внутрибольничных инфекций — пневмония, послеоперационные раневые и кожные воспаления, заболевания мочеполовой системы и крови.
16
Рост случаев резистентных бактериальных инфекций за период 2016-2020 годов
 

Опасность для миллионов

В 2015-м государства, входящие в ВОЗ, единогласно утвердили "Глобальный план действий по борьбе с устойчивостью к противомикробным препаратам". Создали глобальную систему наблюдения (GLASS).
 
Нынешний отчет GLASS, охватывающий период с 2016-го по 2020-й, — пятый по счету. Отмечается высокая резистентность (более чем у половины пациентов) к большинству препаратов бактерий, заражающих кровь, таких как Klebsiella pneumoniae и Acinetobacter spp. Против них сейчас применяют карбапенемы — антибиотики последнего поколения. Но и они примерно в восьми процентах случаев не в состоянии справиться с патогенами.
 
Заболеваемость инфекциями кровотока, вызванными резистентными бактериями Escherichia coli и Salmonella spp. и Neisseria gonorrhoeae, увеличилась как минимум на 15 процентов по сравнению с 2017-м. Гонококк Neisseria gonorrhoeae, передающийся половым путем, на 60 процентов устойчив к ципрофлоксацину — наиболее часто назначаемому против него антибиотику.
 
"Устойчивость к противомикробным препаратам подрывает современную медицину и подвергает риску миллионы жизней", — подчеркивает в предисловии к отчету генеральный директор ВОЗ доктор Тедрос Адхан Гебреисус.

Не все антибиотики одинаково полезны

Эксперты ВОЗ считают, что усиление бактериальной резистентности связано со злоупотреблением антибактериальными препаратами, нарушением дозировок и сроков приема. Антибиотики продают без рецепта, и люди лечатся ими от обычной простуды, что не имеет смысла. Медики нередко назначают такие препараты по просьбе пациентов или на всякий случай, чтобы избежать осложнений.
 
Для практикующих врачей в ВОЗ в 2019-м разработали классификационную базу антибиотиков AWaRe (Access, Watch, Reserve — "доступность, наблюдение, резерв"). Там 180 препаратов и рекомендации по их применению.
 
В категории Access — 48 антибиотиков широкого действия: против наиболее распространенных патогенов. У этих препаратов самый низкий потенциал резистентности, и в ВОЗ рекомендуют назначать их на первом этапе лечения при общих симптомах бактериальной инфекции.
 
В группе Watch — 110 критически важных лекарств селективного действия с более высоким потенциалом резистентности. Как правило, они предназначены для конкретных инфекций. Их следует применять, когда вид патогена определен и необходимость более радикального лечения очевидна.
В Reserve — резервные препараты, "последнее средство" от микроорганизмов со множественной лекарственной устойчивостью.
 
"Это для особых пациентов и условий, когда все альтернативы не помогают", — уточняют в ВОЗ.

Принимают зря

По разным оценкам, до половины ежегодного в мире потребления пациентами антибиотиков не нужно и не уместно. Даже когда их прием оправдан, часто можно обойтись более коротким курсом. Резистентность микробов возрастает с увеличением продолжительности лечения. И здесь многое зависит от профессионализма врача: он должен выбрать самый щадящий препарат, а также объяснить, при каких условиях следует завершить курс досрочно.
 
Главная задача международной системы здравоохранения, указывают в ВОЗ, — обеспечение качественными, безопасными и недорогими лекарствами из группы Access всего человечества. В развитых странах доля таких антибиотиков должна быть не меньше 60 процентов.
 
Пока самые назначаемые в мире — амоксициллин, ципрофлоксацин, а также азитромицин среди пероральных препаратов и цефтриаксон, который вводят инъекциями. И только первый относится к группе Access, остальные — из Watch: их следует использовать лишь против конкретных патогенов.
 
И еще: эксперты категорически не рекомендуют препараты, представляющие собой комбинации нескольких антибиотиков широкого действия с фиксированными дозами — хотя такие широко рекламируют фармкомпании.