Испорченный загар. На что могут указывать пятна и полосы на коже

У некоторых людей из-за яркого летнего солнца на коже появляются пигментные пятна или, наоборот, светлые участки. Это может быть следствием заболеваний и генетической предрасположенности, считают медики. РИА Новости рассказывает, в каких случаях стоит беспокоиться и обратиться к врачу.

Пигментная мозаика

Солнечный свет необходим для жизни, но в больших количествах вреден для человека. Ультрафиолетовое излучение может оказать пагубное воздействие на организм. Для защиты специализированные клетки — меланоциты — начинают вырабатывать пигмент меланин, который вступает в реакцию с белком. Это и придает коже темный цвет, который мы называем загаром. Его интенсивность зависит от объемов, а равномерность — от распределения образовавшегося пигмента. Светлые пятна свидетельствуют о недостатке в этом месте меланина, темные — об избытке.
Темные участки указывают на места выработки пигмента меланина
Иногда неравномерная пигментация связана с солнечными ожогами или применением некачественной косметики. Пятна могут пойти из-за того, что кожа пересушена и неравномерно отшелушивается. Если дело не в этом, причину надо искать внутри организма.

Нарушения пигментации могут иметь генетические причины, связанные с гетерогенностью клеток кожи. Это так называемый кожный, или пигментный, мозаицизм. Он возникает, когда одновременно развиваются клетки двух разных генетических линий.

Классический пример — трехцветная окраска у кошек. Основной цвет шерсти у них — белый, а дополнительный зависит от пигмента: черного эумеланина либо оранжевого феомеланина. Какой будет вырабатываться, определяет Х-хромосома. Интересно, что трехцветными бывают только кошки — у котов одна X- и одна Y-хромосома. А кошки могут унаследовать две разные Х-хромосомы, и цветовые пятна на шерсти четко указывают, где клетки линии матери, а где — отца.
Трехцветность кошки имеет наследственную природу
У человека механизм кожного мозаицизма более сложный. В первые дни после зачатия клетки эмбриона содержат полный двойной набор хромосом от обоих родителей. Когда количество зародышевых клеток достигает нескольких сотен, организм выбирает, какая из двух Х-хромосом останется активной. В это время в нервном гребне уже формируются меланоциты. Если выбор хромосомы произойдет с опозданием, успеют появиться две линии клеток кожи. У одних будет материнская Х-хромосома, у других — отцовская.

Более редкая причина мозаицизма — химеризм, когда на стадии эмбриона две разные оплодотворенные яйцеклетки сливаются в одну особь. В результате развиваются два генетически разных типа кожи. Их сочетание может давать причудливый, иногда закономерный рисунок типа "шахматной доски".
Варианты кожного мозаицизма, обусловленного генетическими причинами
Кроме того, пятна иногда связаны с мутациями в клетках, производящих пигмент. Самый известный пример генетически определенной неравномерной окраски — веснушки. В Древнем Китае их считали заболеванием кожи. На самом деле решающую роль играет наследственный фактор. Ученые выяснили, что веснушки образуются у людей с определенным вариантом гена MC1R, кодирующего выработку меланоцитстимулирующего гормона — меланокортина-1. Чаще всего этот вариант встречается у блондинов и рыжеволосых людей с голубыми глазами.

Люди-зебры

В начале ХХ века немецкий дерматолог Альфред Блашко, изучив более 140 пациентов с различными хроническими и приобретенными кожными заболеваниями, заметил, что родинки, родимые пятна и зоны измененной пигментации часто располагаются вдоль одних и тех же направлений на спине, руках, ногах или лице, создавая причудливый узор в виде линий, завитков и цепочек пятен.
Этот узор, заложенный от рождения, у большинства визуально незаметен, но у людей с аномальной пигментацией, обусловленной мозаицизмом или другими причинами (экземой, витилиго и так далее), под действием солнечных лучей может стать видимым. Аналогичные линии, напоминающие неравномерный тигровый окрас, встречаются и у животных — например, у кошек и собак.
Линии Блашко на собаке
Линии Блашко никак не связаны с рисунком сосудов или нервов. Ученые пришли к выводу, что они показывают пути деления и разрастания клеток кожи во время эмбрионального развития. Вдоль них ориентированы не только меланоциты, находящиеся глубоко в эпидермисе, но и кератиноциты — основные клетки самого верхнего слоя кожи. При кожных заболеваниях, имеющих клеточную природу, таких как экзема и псориаз, внешние проявления также располагаются вдоль этих линий.

Люди-леопарды

Если кожа в целом темнеет, но остаются незагоревшие пятна, значит, в них нарушена выработка меланина. Это может быть связано с пониженным иммунитетом (обычно проявляется с возрастом или после болезней) либо кожными заболеваниями — такими, например, как разноцветный лишай. Эта грибковая инфекция вызывает нарушения в работе меланоцитов. После пребывания на солнце пораженные участки выглядят светлее окружающей здоровой кожи, на них возникают шелушение и зуд.

"Человек с разноцветным лишаем, как правило, чувствует себя абсолютно здоровым, и вдруг после загара обнаруживает пятнистость — чаще с локализацией на спине и груди, — говорит врач — дерматолог-косметолог, основатель Института красоты Belle Allure Елена Васильева. — Без дерматолога тут не обойтись. Необходимо подтвердить или опровергнуть диагноз и провести правильное лечение. Только так в последующем можно получить красивый и ровный загар".

Еще одна причина — витилиго, состояние, при котором меланин перестает вырабатываться на отдельных участках кожи. Само по себе витилиго не считается кожным заболеванием, а сигнализирует о нарушениях в работе иммунной или нервной системы.
"Участки депигментации, если нет генетической предрасположенности, чаще всего возникают из-за дефицитных состояний и гормональных сбоев — например, при голодании, железодефицитной анемии, аутоиммунных нарушениях, в период беременности. Эти состояния приводят к неправильной реакции кожи на воздействие ультрафиолета, при которой меланоциты могут вырабатываться как чрезмерно активно, так и не вырабатываться совсем, — объясняет главный врач сети клиник Esthetic Clinic Татьяна Бедаева. — Такие кожные заболевания, как псориаз и стрептодермия, не дают образовываться пигменту, то есть бывают не следствием, а причиной. Поэтому при обнаружении депигментированных участков важно правильно поставить диагноз. И исключить воздействие ультрафиолета на кожу до выяснения причин".
Светлые пятна на коже (депигментация)
Если кожа, наоборот, покрывается темными пятнами, значит, в некоторых местах меланин вырабатывается в избытке. Темные пигментные пятна у пожилых людей связаны с возрастными изменениями — запуском процесса саморазрушения в клетках. Бежевые, бурые или коричневые пятна, разрастающиеся до больших размеров, могут быть проявлением хлоазмы — гиперпигментации, имеющей хронический характер или возникающей при развитии тяжелых болезней: рака, малярии, туберкулеза, цирроза печени.

"Есть целый пул различных недугов, которые могут привести к нарушению пигментации, — рассказывает руководитель спа-службы LES Art Resort Людмила Гельцер. — Это проблемы с женскими гормонами, щитовидной железой, печенью, кожные и даже психические болезни. Перед поездкой на пляжный отдых желательно сделать медицинский чек-ап — во всяком случае, тем, у кого уже были подобные проявления в прошлом. Хотя солнечные ванны показаны при многих заболеваниях, пребывание на летнем солнце, даже в средней полосе — серьезный стресс для организма. Поэтому предварительно нужно посоветоваться со специалистом. И конечно, не стоит загорать во время острого течения болезни".

Темные пятна могут свидетельствовать о недостатке витаминов РР и С, гормональных сбоях, неконтролируемом приеме антибиотиков, нарушениях в работе печени или щитовидной железы.
Пигментация на лице.
"Для людей с неравномерной пигментацией загар представляет определенные риски. Например, темные пятна могут быть более чувствительными к солнечному излучению, подверженными повышенному риску солнечных ожогов или даже развития кожного рака, — отмечает врач-дерматокосметолог Елена Богатова. — Неравномерный загар или изменения пигментации должны вызывать беспокойство, если появляются внезапно, быстро растут, имеют необычную форму. В этих случаях рекомендуется обратиться к врачу-дерматологу".

Чтобы избежать "пятнистого" загара, дерматологи и косметологи рекомендуют правильно подбирать солнцезащитные средства и не допускать обгорания. Если есть кожные болезни, другие противопоказания — избегать прямого солнца. А кроме того, правильно питаться и вести здоровый образ жизни.