Ученые оценили угрозу климатических изменений для живого мира

МОСКВА, 10 апр — РИА Новости. Ученые построили модель устойчивости биологических сообществ при различных сценариях климатических изменений и выяснили, что при пессимистическом развитии событий экосистемы океана ждет коллапс уже в нынешнем десятилетии, а в 2040-х катастрофа охватит и сообщества суши. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

Несмотря на то, что в Парижском соглашении по климату поставлена задача удержать рост глобальных температур на уровне двух градусов Цельсия до конца нынешнего столетия, многие исследователи склоняются к тому, что реально этот показатель будет выше. Так, если антропогенные выбросы углерода останутся на нынешнем уровень, к 2100 году атмосфера Земля станет теплее на четыре градуса. Это приведет к катастрофической потере биоразнообразия во всем мире, так как многие экосистемы не выдержат подобных изменений.

Ученые из ВеликобританииСША и ​​Южной Африки решили не ограничиваться общими глобальными построениями, а посмотреть, что будет при различных сценариях потепления с конкретными локальными экосистемами. Они разбили земной шар на сегменты в 100 квадратных километров каждый, привязали к этим сегментам данные наблюдений и прогнозные параметры для периода в 150 лет — с 1850 по 2100 годы, и смоделировали температурные тренды для каждого сегмента. После чего сопоставили полученные тренды с распространением на суше и в океане 30 тысяч видов птиц, млекопитающих, рептилий и рыб.

Результаты показали, что глобальная экосистема находится в гораздо большей опасности, чем считалось ранее. При обычных выбросах, известных как сценарий RCP8.5, потенциально катастрофические последствия потепления грозят 73 процентам биологических видов.

Особенно уязвимыми при этом окажутся биосистемы тропических зон океана, где уже к 2030 году могут начаться необратимые изменения. Расположенные здесь коралловые рифы занимают крошечный процент площади океанов, но в них находится до четверти всей морской жизни.
По словам ученых, такие явления как массовое обесцвечивание кораллов Большого Барьерного рифа, указывают на то, что это уже происходит в некоторых местах, а к 2050 году, если процесс глобального потепления не остановится, к 2050 году подобные события будут происходить и в более высоких широтах.
Самый важный вывод, который сделали ученые из полученных моделей, это то, что разрушение экосистем происходит не постепенно, а резко, при пересечении ими определенного температурного порога, с которым многие виды уже не способны справиться.

"Когда этот порог будет преодолен, мы ожидаем, что риск локального вымирания существенно возрастет", — приводятся в пресс-релизе слова руководителя исследования Алекса Пиго (Alex Pigot) из Центра биоразнообразия и окружающей среды Лондонского университетского колледжа.

Например, глобального повышения температуры на четыре градуса, по мнению ученых, не выдержат 15 процентов всех животных, что нанесет "необратимый ущерб" практически всем региональным экосистемам. Но если удастся удержать потепление на уровне двух градусов, как определено Парижским соглашением, то эта цифра снизится до двух процентов, что значительно безопаснее для биосообществ.

В связи с этим авторы считают вполне обоснованным призыв ООН к человечеству сокращать выбросы парниковых газов на 7,6 процента ежегодно, чтобы к 2030 году ограничить потепление до 1,5 градусов. Эта, более амбициозная, чем заявленная в Парижском соглашении цель позволит сохранить большинство экосистем мира нетронутыми.

"По мере приближения к двум градусам Цельсия глобального потепления наблюдается опасная эскалация рисков резких потерь биоразнообразия, что является убедительным доказательством необходимости удерживать потепление ниже двух градусов", — говорит Пиго.