Ученые доказали раннее происхождение человеческого языка

МОСКВА, 20 апр — РИА Новости. Нейробиологи обнаружили участки языкового пути, отвечающего за речь, в мозге приматов, которые отделились от ветви человекообразных обезьян еще 25 миллионов лет назад. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Neuroscience.

Хотя речь и язык уникальны для людей, считается, что основа для слухового познания и голосового общения появилась еще в мозге общего предка человекообразных обезьян и человека, и произошло это примерно пять миллионов лет назад.

Ученые из Европы и США провели анализ слуховых зон и путей мозга у людей и различных обезьян, не только человекообразных, но и тех, эволюционные пути которых разошлись с гоминоидами 25 миллионов лет назад, и у представителей всех ветвей приматов обнаружили в мозге так называемый участок языкового пути, который связывает слуховую кору с областями лобной доли, важными для обработки речи и языка.

"Я признаю, что мы были поражены, увидев подобный путь в слуховой системе нечеловеческих приматов, — приводятся в пресс-релизе Ньюкаслского университета слова руководителя исследования, профессора медицины Криса Петкова (Chris Petkov). — Мы предсказывали это, но не могли точно знать, имел ли человеческий языковой путь столь длительную эволюционную основу".
Для нейробиологов метод сравнительного изучения особенностей физиологии смежных видов сравним с поиском древних окаменелостей, которым пользуются палеонтологи. Сравнивая мозг живущих ныне приматов и людей, биологи судят о том, какими были их общие предки.

Теперь они понимают, что истоки такого уникального инструмента, как язык, которым пользуется человек для общения и познания, заложились очень давно. Но в мозге какого именно представителя древних млекопитающих это произошло, ученые пока не знают.
"Это похоже на поиск давно потерянного предка, — говорит Петков. — Удивительно, что у него может быть еще более древнее происхождение, которое еще предстоит выяснить".

Ученым также удалось обнаружить ключевое отличие слуховой и языковой особенностей мозга человека — левая его сторона оказалась сильнее правой, которая, как считают ученые, в процессе эволюции отклонилась от слухового эволюционного прототипа, и в ней были вовлечены в языковый путь неслуховые части мозга.

Исследование основывалось на сканировании головного мозга человека и других приматов из открытых ресурсов глобального научного сообщества. Авторы надеются, что их открытия вдохновят ученых пополнить эти базы данных новыми результатами сканирований, что позволит нейробиологам продолжить поиски истоков происхождения человеческой речи и выяснить у каких еще животных в мозге сохранились фрагменты языкового пути.

"Это открытие обладает огромным потенциалом для понимания того, какие аспекты слухового познания и языка человека могут быть изучены на животных моделях, так как это невозможно сделать непосредственно на людях или обезьянах", — отмечает первый автор статьи Тимоти Гриффитс (Timothy Griffiths), консультант-невролог из Ньюкаслского университета.