Ученые объяснили, почему пьющим свойственно чувство тревоги

МОСКВА, 22 сен — РИА Новости. Португальские ученые в экспериментах на мышах обнаружили, что регулярное потребление алкоголя приводит к разрушению нейронных связей. Как следствие — снижаются когнитивные способности и возникает чувство тревожности. Результаты исследования опубликованы в журнале Science Signaling.

Нейробиологи из Университета Порту в течение десяти дней ежедневно давали самцам мышей по пять порций алкоголя, эквивалентных в пересчете на "человеческие" дозы одной кружке пива, бокалу вина или рюмке крепких напитков.

На десятый день смоделированного "запоя" исследователи проанализировали ткань мозга и увидели, что алкоголь активирует микроглию — клетки центральной нервной системы, которые обычно отвечают за распознавание и удаление патогенов.

Но в данном случае разбуженные иммунные клетки принялись поглощать и разрушать соединительные синапсы между нейронами в префронтальной коре — области мозга, которая отвечает за сложное познание и принятие решений. Мыши с нарушенными нейронными связями стали тревожными и у них возникли когнитивные проблемы.
Дальнейшие эксперименты показали, что активизация микроглии увеличивает выработку воспалительной молекулы TNF. Когда ученые подавили ее с помощью одобренного лекарственного средства помалидомида, грызуны вернулись в спокойное состояние, а разрушение синапсов в мозге остановилось. Того же эффекта авторы добились и отключив ген Tnf, кодирующий данную молекулу.

Исследователи отмечают, что и раньше было известно, что иммунные клетки в головном мозге людей, злоупотребляющих алкоголем, становятся гиперактивными, но оставалось неясным, как именно микроглия способствует повреждению мозга.
Новое исследование не только объясняет на молекулярном уровне причину повышенной тревожности у пьющих людей, но и предлагает определенные средства для борьбы с этим.

"Наша работа предполагает, что некоторые одобренные FDA препараты, которые используются в клинической практике, могут остановить повреждения мозга и снизить тревожность, вызванные злоупотреблением алкоголем", — приводятся в пресс-релизе издательства слова одного из авторов исследования Камилы Португал (Camila Portugal).

Авторы планируют продолжить исследования по изучению влияния длительного злоупотребления алкоголем на микроглию головного мозга, включив в следующий раз в группу подопытных животных, помимо самцов, еще и самок.