Археологи нашли на Алтае зубы неандертальцев

Зубы неандертальцев, найденные в Чагырской пещере

МОСКВА, 24 сен — РИА Новости. Российские археологи впервые за долгое время нашли новые свидетельства присутствия неандертальцев на юге Сибири. В Чагырской пещере на Алтае обнаружили костяные орудия и два зуба, по которым ученые планируют установить генетические корни древних людей, а также узнать, чем они питались. Сообщение об этом размещено на сайте Российского научного фонда (РНФ), который поддержал исследования.

Чагырская пещера — уникальный памятник эпохи палеолита. Археологи ведут в ней раскопки с 2007 года, и за это время собрали огромную коллекцию артефактов и останков неандертальцев, которые жили здесь 60-50 тысяч лет назад. В новом сезоне коллекцию пополнили костяные ретушеры для заточки каменных ножей и два зуба.

"До этого мы два сезона не раскапывали никаких останков неандертальцев, так что для нас эти два зуба — просто праздник", — приводятся в пресс-релизе РНФ слова руководителя работ, профессора РАН Ксении Колобовой, заведующей лабораторией в Институте археологии и этнографии Сибирского отделения РАН.

С помощью костяных ретушеров неандертальцы снимали с твердой породы небольшие кусочки-фасетки, и таким образом получали острые каменные орудия. Последние использовались во время охоты на бизонов — копья жители Чагырской не метали, а вонзали в добычу с близкого расстояния — и для разделки мяса.

Каменные ножи этих древних людей имели необычную форму: у них было два, и даже четыре лезвия. Исследователи на собственном опыте убедились, что на разделку туши небольшого животного у неандертальцев уходило не так много времени, но примерно каждый час приходилось затачивать лезвие ретушером.
Если обнаружение орудий и следов трудовой деятельности древних людей для археологов дело обычное, фрагменты человеческих костей и зубы — находка довольно редкая и ценная.

В этом сезоне ученые нашли два зуба — моляр, который используется для пережевывания пищи, и передний зуб, резец. У неандертальцев он очень маленький, недоразвитый. Вероятно, это связано с особенностями их питания — они употребляли грубую животную пищу.

"Такие находки очень важны для восстановления популяционной истории региона. Каждый зуб потенциально может быть использован в генетических исследованиях, для анализа стабильных изотопов, чтобы понять диету и так далее", — рассказывает ученый.

С помощью генетических и изотопных анализов этих зубов ученые надеются определить родство обитателей пещеры с другими древними представителями рода Homo.

"Мы надеемся, что дальнейшие исследования покажут нам родственные связи между неандертальцами. С археологической точки зрения, древние люди обитали в Чагырской пещере всего десять тысячелетий, сама она очень маленькая и, по сути, однослойная. Поэтому мы можем установить связи обитателей стоянки вплоть до родственных: сейчас у нас есть останки минимум пяти взрослых и нескольких детей. Думаю, результаты генетических исследований окажутся очень интересными", — заключает Ксения Колобова.

Анализ предыдущих находок показал, что неандертальцы пришли из Европы и остановились в Чагырской пещере. Здесь их путь на восток обрывается, и никаких свидетельств существования этих гоминид дальше по континенту пока не обнаружено.