Ученые нашли причину опасного действия алкоголя

МОСКВА, 2 дек — РИА Новости. Этанол блокирует в клетках высвобождение норадреналина — химического вещества, стимулирующего мозговые цепи, отвечающие за внимание. В итоге человек становится рассеянным и теряет бдительность. К такому выводу пришли ученые из США и Германии. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications.

Исследователи из Центра медицинских наук Техасского университета в Сан-Антонио вместе с коллегами из Медицинской школы Университета Джонса Хопкинса и Гейдельбергского университета в Германии изучили изменения, происходящие при употреблении алкоголя в мозге мышей.

Для этого они использовали новейший метод двухфотонной визуализации, позволяющий проводить наблюдения на живых животных в режиме реального времени.

Авторы выяснили, что этанол блокирует в клетках мозга выделение норадреналина — нейромедиатора, обеспечивающего химическую передачу нервного импульса в синапсах центральной и периферической нервных систем. По мнению ученых, это объясняет, почему люди в состоянии алкогольного опьянения испытывают трудности с вниманием и теряют бдительность.

"Когда мы хотим сосредоточиться на чем-то или проявляем любую активность, например, просто встаем со стула, ядро ​​ствола мозга выделяет химическое вещество, называемое норадреналином. Острое воздействие алкоголя подавляет этот сигнал в мозге", — приводятся в пресс-релизе Техасского университета слова руководителя исследования доктора медицины Мартина Паукерта (Martin Paukert), доцента клеточной и интегративной физиологии в Центре медицинских наук в Сан-Антонио.
До этого ученые знали, что при выполнении какой-либо задачи, требующей внимания, структура мозга, называемая голубым пятном, выделяет норадреналин, но что происходило дальше, было неизвестно.

Доктор Паукерт и его коллеги выяснили, что норадреналин прикрепляется к рецепторам на клетках глии Бергмана, — астроцитах мозжечка. Это приводит к увеличению содержания кальция в этих клетках.

"Насколько нам известно, эта статья — первое описание того, что норадреналин у млекопитающих напрямую связывается с рецепторами глии Бергмана и активирует их за счет повышения уровня кальция", — говорит Паукерт.

То же самое происходит и в астроцитах коры головного мозга.

"Скорее всего, активация кальция астроцитов, от которой зависит бдительность, ингибируется по всему мозгу из-за острой алкогольной интоксикации, — продолжает ученый. — Наши результаты согласуются с текущими представлениями о том, что астроциты не только поддерживают базовое обслуживание мозга, но и могут активно участвовать в когнитивных функциях".

Авторы предположили, что еще одно проявление алкогольного опьянения — потеря равновесия при ходьбе — также связано с подавлением роста кальция в глии Бергман. Но эта гипотеза не подтвердилась.

"Оказалось, что повышение уровня кальция в глии Бергмана не критично для координации движений, что несколько удивительно, потому что мозжечок классически известен своей ролью в управлении моторикой, — отмечает доктор Паукерт.

Ученые надеются, что полученные данные позволят точнее определить мозговые цепи, определяющие состояние бдительности, а также химические вещества, которые ослабляют эту функцию мозга.