Компания европейского уровня
В середине 1990-х гг. на российский рынок пищевой промышленности пришли западные компании со своим оборудованием и технологиями, практически вытеснив отечественного производителя. Сейчас во многом благодаря политике импортозамещения отрасль постепенно восстанавливается, появляются новые компании. А подниматься и организовывать эффективное производство по европейским стандартам им помогают специалисты, которые в свое время приобрели бесценный опыт, сотрудничая с зарубежными партнерами. Один из таких специалистов — Андрей Гаврилов, основатель и директор петербургской компании «ПИЩЕПРОМ Инжиниринг», осуществляющей деятельность в области технологического проектирования предприятий, монтажа инженерных систем, производства и запуска в эксплуатацию оборудования для объектов пищевой промышленности и агропромышленного комплекса.
Андрей, расскажите, пожалуйста, как давно существует компания, как все начиналось, каким был ваш путь к созданию компании.
Компания «ПИЩЕПРОМ Инжиниринг» как юридическое лицо существует с 2008 г., но сама бизнес-идея пришла намного раньше. Мы все, кто стоял у ее истоков, являемся выходцами из крупных компаний федерального уровня, таких как «Балтимор», «Петросоюз», «Рубеж». Я сам начинал еще в 1997 г. в компании «Балтимор» как инженер по техническому развитию. Затем, после участия в запуске первой производственной линии «Балтимора» в Москве, меня пригласили в промышленную группу «Петросоюз» на должность главного инженера одного из предприятий компании. ПГ «Петросоюз» в то время активно развивалась, и работа в ней позволила мне приобрести обширные знания и богатый практический опыт. Запуская производства крупных компаний, я много общался с иностранными специалистами, перенимал их опыт, технологии, подходы к технической организации предприятий, в том числе к использованию оборудования. Тогда у меня и возникла идея создания собственной компании, которая помогала бы российским предприятиям пищевой промышленности, как существующим, так и создаваемым с нуля, организовать производство по европейскому образцу.
То есть в основе всех технологических решений вашей компании лежит европейский опыт?
Да, опыт, приобретенный во время совместной работы с западными партнерами, во время выездов в Европу на предприятия для обучения технологиям, которые мы потом внедряли в России. Это были предприятия не только выпускающие продукцию, но и производящие оборудование для пищевого производства. Когда были трудные времена и российские компании не могли купить технику за рубежом, мы конструировали, практически создавали для них аналоги европейского оборудования. Мы также опираемся на европейский опыт и в размещении оборудования на предприятиях, так как хорошо знаем, как там организованы логистические потоки, производственная структура, системы автоматизации.
Можно говорить о том, что ваша компания — пример импортозамещения?
Это действительно так, потому что некоторые заказчики именно подобным образом формулируют техническое задание: «Нам нужен аналог такого-то европейского оборудования». И мы, понимая особенности технологии изготовления продукта, обработки сырья, даже добавляем некоторые новшества, потому что у европейцев тоже есть недоработки, которые мы в процессе конструирования устраняем.
То есть у вас заказывать даже выгоднее, чем покупать в Европе?
Конечно. Еще и потому, что наши цены втрое ниже европейских. Размещая заказ на оборудование у нас, клиент выигрывает и по цене, и по качеству при том, что внешне наше оборудование ничем не отличается от европейского.
Вы не используете в принципе импортное оборудование в своих проектах?
Мы используем импортные узлы, аналоги которых не выпускаются в России. Или в том случае, если они более надежны, полнее отвечают индивидуальным требованиям заказчика. Но справедливости ради надо сказать, что многие виды оборудования российского производства на сегодняшний день достаточно надежные. В России существует хорошая производственная база, например, по электродвигателям, электронным системам управления.
Как-то повлияли санкции на вашу работу с европейскими партнерами?
Санкции повлияли положительным образом. Во-первых, мы вписались в общий тренд импортозамещения. Во-вторых, мы стали более конкурентоспособными. Сами европейцы в последнее время почувствовали сильные позиции российских компаний и стали обращать на них большее внимание. Помимо того, что мы хорошо знаем и применяем в наших проектах все европейские методики, мы прекрасно знаем и российские реалии. И здесь мы тоже выигрываем в конкурентной борьбе. Например, в проектировании предприятий у нас с европейцами разные нормы и правила, поэтому их проекты не всегда применимы напрямую и требуют адаптации. Мы этим тоже занимаемся.
В чем заключается специфика вашего подхода к организации предприятия?
Мы не только разрабатываем и производим оборудование по индивидуальным заказам, но еще и проектируем предприятия, а также осуществляем технологический консалтинг. Мы постоянно обмениваемся опытом с предприятиями, знаем те проблемы, которые у них существуют сегодня. Кроме того, я уже три года читаю курс лекций в Русской школе управления по базовым принципам бережливого производства, планирования и контроля производства, построения предприятий. Наш подход заключается в объединении европейского опыта организации предприятий с принципами бережливого производства. И это очень хорошо работает даже на стадии проектирования.
Вы можете подключаться к проекту еще на стадии разработки бизнес-модели?
Так и происходит. «ПИЩЕПРОМ Инжиниринг» является как самостоятельным юрлицом, так и частью промышленной группы, где компания играет координирующую роль. Это именно промышленная группа, потому что она состоит из нескольких юридических лиц, объединенных кооперационными связями по принципу экономического взаимодействия. Это опять же европейская схема кооперации, которая позволяет нам еще на стадии бизнес-планирования представить клиенту всю цепочку создания стоимости изделия или услуги. К примеру, финансовая компания, которая входит в нашу промышленную группу и с которой мы сотрудничаем с 2010 г., выполняет заказы от наших клиентов на расчет затрат. Но его можно произвести только после того, как готово концептуальное решение предприятия — от выбора земельного участка, «посадки» всех объектов на этот участок, привязки к инфраструктуре до расположения всех производственных объектов, оборудования внутри каждого объекта, когда выстроены внешняя и внутренняя логистика каждого цеха, организованы рабочие зоны. Только после этого можно посчитать затраты. Проектированием предприятия занимаемся мы, а сводку затрат и экономику будущего предприятия считает финансовая компания, но мы работаем в кооперации. А для заказчика это очень удобно — видеть затраты с меньшей долей погрешности уже на стадии бизнес-планирования. Мы тем самым даем ему возможность определить для себя, готов ли он к осуществлению проекта целиком или будет его реализовывать поэтапно. Это преимущество нашего подхода.
Какие еще преимущества получают ваши клиенты?
Еще одно преимущество для заказчика — возможность уже на стадии бизнес-планирования иметь все технологические решения. Так как у нас есть собственный производственный опыт, и мы являемся специалистами в проектировании предприятий и конструировании оборудования, то хорошо понимаем потребности заказчиков, разговариваем с ними на одном языке. При проектировании мы отталкиваемся от технологических особенностей конкретного проекта, применяем в проектах принципы и методики бережливого производства, что очень важно для организации структуры производства и внутренней логистики.
Кто является вашими клиентами?
Первая группа клиентов — компании, которые решили диверсифицировать свою деятельность за счет создания собственного пищевого производства. Это, например, торговые компании, в том числе и те, которые заказывают и создают свои бренды продукции. Вторая группа — существующие производственные предприятия, как большие компании федерального уровня, так и мелкие региональные компании, которые создают или расширяют производство, или им требуется сервисное обслуживание.
Есть проекты, когда предприятие создается с нуля?
Да, такие проекты есть, и именно они у нас идут по полной схеме, включающей экспресс-анализ территории (мы оцениваем возможность перспективной территории с точки зрения инфраструктуры для вывода предприятия на плановую мощность, определяем факторы, ограничивающие возможность использования площадки), концептуальное планирование объектов и инфраструктуры, оценку финансовой составляющей, технологическое планирование и далее — по всем этапам проектирования.
Как строятся ваши взаимоотношения с клиентами после реализации проекта?
Если это касается оборудования и инженерных систем, то на все единицы и узлы, поставляемые и монтируемые нашей компанией, безусловно, действует гарантия. После реализации проекта мы продолжаем работать с заказчиками в формате консультаций как во время гарантийного срока, так и после его окончания.
У вас есть постоянные клиенты?
Да, многие заказчики обращаются к нам неоднократно и рекомендуют нас другим клиентам.
Беседовал: Владислав Стрекопытов