Путешествие в историю ЛЭЗа
Ленинградский электромашиностроительный завод (ЛЭЗ) — предприятие с богатой историей. Много раз менялось его название, не раз менялся профиль, пока наконец завод прочно не занял свое место среди ведущих электромашиностроительных предприятий страны. Сегодня ЛЭЗ — одна из ключевых производственных площадок концерна «Русэлпром». Даже очень краткий рассказ о его более чем 85-летней истории вселяет чувство гордости за предприятие, за тех людей, которые своим самоотверженным трудом, а порой и ценой своей жизни закладывали основу его сегодняшнего успеха. И наша задача — помнить их трудовые и боевые подвиги и быть достойными продолжателями славных традиций ЛЭЗа.
Начало
История завода ЛЭЗ берет свое начало в 1931 году, когда на окраине Ленинграда у поселка Усть-Ижора по инициативе С.М. Кирова началось строительство металлургического завода «Ленметаллургстрой» (в проектной документации он назывался Колпинский металлургический завод).
Приказ о начале строительства завода
В соответствии с первоначальным проектом здесь должен был быть завод с доменными печами для переработки железных руд, прокатными и мартеновскими цехами. В мартенах предполагалось перерабатывать стальной лом, накапливающийся на предприятиях Ленинграда. Но после смерти С.М. Кирова от строительства доменных печей решили отказаться, заменив их более современным по тем временам оборудованием.
Стройка была объявлена ударной, и в течение двух лет сюда прибыли со всех концов страны более трех тысяч рабочих. Первые строители жили в деревне Овцино на правом берегу Невы. Многие жили в землянках. Еду подвозили на лошадях и разогревали на кострах. Корчевали кустарник вручную, размечали площади под будущие цеха.
Начало строительства
Строительство первых цехов. 1932 год
К 1933 году первым был построен сталелитейный цех с шестью весьма технологически продвинутыми по тем временам индукционными печами типа ПО-600 емкостью по 1000 килограмм жидкой стали каждая и четырьмя преобразовательными агрегатами с генераторами высокой частоты 600 герц. Это был крупнейший в Европе сталелитейный цех такого уровня оснащения. Параллельно достраивались другие цеха завода, строились жилые дома, которые сегодня составляют исторический центр поселка Металлострой.
С прицелом на инновации
Уже в проекте завода были заложены оригинальные технологии, которые в наше время назвали бы инновационными. Например, всю плавку и обработку металла планировалось производить на местном топливе. Для этого предполагалось использовать газ, получаемый от сжигания торфа, который добывали здесь же, недалеко, на Мгинском болоте, а доставлять на завод этот газ должны были не по железной дороге, а по особому трубопроводу.
Первая плавка
Основной целью строительства сталелитейного цеха было производство в индукционных печах легированных, преимущественно жароупорных и кислотоупорных сталей в виде фасонного литья. В декабре 1933 года сталелитейный цех выдал первую плавку, и это событие считается днем рождения завода.
Мемориальная доска, установленная на заводе в 1958 году в честь 25-летия первой плавки
Формовочный участок цеха №1. 1935 год
Все предвоенные годы завод непрерывно наращивал объемы выпуска стального фасонного литья. В 1937 году впервые в СССР заводом было освоено литье из жароупорной стали муфелей вращающихся печей для термической обработки шариков подшипников качения. Ранее такие сложные отливки с внутренней винтовой поверхностью в стране не производились, и муфельные печи завозились из Италии.
Все для фронта — все для победы
В 1938 году завод был переименован в «Ленметаллург» и переведен в ведение 8-го Главного управления Наркомата среднего машиностроения. На заводе начались работы по освоению литья танковых траков.
Траки для самоходной установки, отлитые на заводе в предвоенное время
А в 1939 году завод был передан Наркомату авиационной промышленности СССР, и на его базе было начато строительство крупного авиационного завода № 381. В связи с военной опасностью на заводе спешно развернулось строительство новых корпусов, предназначенных для выпуска самолетов. Одновременно рядом с заводом строилось большое летное поле. В производственную программу завода в то время включается большая номенклатура отливок для предприятий авиационной промышленности.
Выпуск первого самолета был намечен на третий квартал 1941 года, но вероломное нападение гитлеровской Германии на Советский Союз нарушило планы завода, и выпуск самолета не состоялся. По решению Государственного комитета обороны основная часть завода № 381 была эвакуирована на Урал, в город Нижний Тагил. Уже там был налажен выпуск легендарного штурмовика «ИЛ-2» — самого массового самолета не только времен Второй Мировой войны, но и вообще в истории военной авиации.
16 июня 1941 года, на 24-й день войны, на заводе в Ленинграде началось формирование истребительного батальона. Рабочие модельного и сталелитейного цехов, не эвакуированные на Урал, в полном составе записывались добровольцами, но администрация почти всех возвращала на рабочие места в связи с производственной необходимостью.
Тем не менее из заводчан было образовано три взвода. 28 июля их переправили в политехнический институт и через двое суток ввели в состав 5-го истребительного батальона войск НКВД, который перебросили в район Невской Дубровки.
Враг рвался к Неве. Немцы были в трех километрах юго-западнее Колпина. Войска Ленинградского фронта в ночь с 18 на 19 августа захватили небольшой плацдарм на левом берегу. 5-й истребительный батальон держал оборону берега длиной 12 километров от поселка Кузьминки до станции «Теплобетон». Защищали Невский Пятачок два дня. На третий день те немногие, кто остался в живых, были отправлены на переформирование. Из 42 бойцов-добровольцев в живых осталось 8 человек.
В блокадном Ленинграде
Сталелитейный и модельный цеха продолжали работать вплоть до 16 сентября 1941 года, когда была прекращена подача электроэнергии. В этот день завод, который теперь имел номер 496, выдал последнюю плавку. Началась 900-дневная блокада Ленинграда. Рабочие завода вместе со всеми ленинградцами перенесли все ужасы блокады. Но и в блокаду завод работал, и об этом свидетельствуют документы, сохранившиеся в архиве завода: книги учета кадров, ведомости начисления зарплаты. С перебоями из-за отсутствия электроэнергии продолжался выпуск чугунного и стального литья для нужд фронта, запасных частей для электростанций. Отливались корпуса снарядов и мин, в том числе для легендарных «Катюш». Транспорт не работал, и люди добирались на работу, преодолевая порой многокилометровый путь пешком. Весной 1942 года, чтобы как-то выжить, при заводе было организовано подсобное хозяйство, которое кормило весь поселок Металлострой. На полях работали и под бомбежками, и под обстрелами. После войны на землях подсобного хозяйства появились коллективные сады.
Директор завода А.В. Екимов и директор подсобного хозяйства П.Н. Яковлев на фоне яблонь коллективного сада
Развитие электромашиностроительного направления
Осенью 1945 года все сталелитейное оборудование было перебазировано обратно на завод, который в марте 1946 года выдал первую плавку, вновь приступив к выпуску стального фасонного литья. В августе 1946 года по инициативе заместителя министра электротехнической промышленности СССР Д.В. Ефремова (бывшего главного инженера завода «Электросила») завод № 496 был передан Министерству электротехнической промышленности СССР и на его территории началось строительство нового электромашиностроительного завода. За период 1947-1955 годы были восстановлены старые корпуса и построены новые. В первую очередь был возведен корпус № 1 площадью свыше 50 тысяч квадратных метров. В нем разместились основные электромашиностроительные цеха: цех турбогенераторов, цех ускорителей и электроаппаратуры и несколько вспомогательных цехов. В это же время был в основном построен новый благоустроенный поселок Металлострой.
Дмитрий Васильевич Ефремов
В отдельные периоды на строительной площадке завода работало до 10 тысяч человек. В подготовленных цехах сразу же производился монтаж оборудования: всего нового и отечественного производства. На завод было поставлено большое количество крупного, уникального и специального технологического оборудования. Оперативное ведение монтажа оборудования позволило быстро запускать в эксплуатацию нужные участки и цехи и осваивать выпуск крупных электрических машин. Одновременно с этим с помощью завода «Электросила» проводилась массовая подготовка кадров для электромашиностроительного производства.
Первые электрические машины
Первой электрической машиной, выпущенной заводом, стал асинхронный электродвигатель типа ФАМСО 14-го габарита. Это произошло 31 декабря 1949 года. И с этого времени завод стал набирать темпы по освоению и выпуску электрических машин.
В начале 1950 года завод получил первые заказы на изготовление крупных индивидуальных электрических машин. В 1950 году был освоен выпуск крупных синхронных электродвигателей. Следующим шагом ЛЭЗа было освоение производства турбогенератоора мощностью 3500 кВт, а затем, в 1952-м — турбогенератораторов мощностью от 25 до 50 тыс. кВт.
В том же году заводу была поручена разработка единой серии крупных синхронных и асинхронных машин 14-20-го габаритов мощностью свыше 1000 кВт. На заводе было создано специализированное конструкторское и технологическое бюро горнорудного электрооборудования. Вскоре это бюро было преобразовано в центральное проектно-конструкторское и технологическое бюро крупных электрических машин.
К середине 1950-х годов номенклатура завода включала: электрические машины большой и средней мощности, электрофизические аппараты, стальное и чугунное литье, электроизоляционные материалы. ЛЭЗ изготавливал возбудители для турбогенераторов, а также двигатели и генераторы для экскаваторов. В середине 1950-х годов завод достиг проектной мощности.
Строительство ЛЭЗа велось одновременно с установкой производственно-технологического оборудования. Шло формирование цехов и служб завода: конструкторско-технологических, планово-производственных и других.
ЛЭЗ — младший брат «Электросилы»
С самого рождения новый завод был теснейшим образом связан с «Электросилой» общим производством, направлением научно-технического поиска, решением многих кадровых вопросов, технологической кооперацией.
На первых этапах становления нового завода объединение «Электросила» всесторонне помогало ему. Первоначально в своей производственной деятельности ЛЭЗ использовал техническую документацию, разработанную инженерно-техническими службами «Электросилы», на ЛЭЗ с «Электросилы» направляли специалистов и квалифицированных рабочих.
С 1 октября 1962 года завод, носивший тогда наименование «Организация п/я 240», вошел в состав Ленинградского Электромашиностроительного объединения «Электросила» и получил свое название — Ленинградский электромашиностроительный завод (ЛЭЗ). Объединение стало подлинной школой мастерства для ИТР и рабочих ЛЭЗа.
В 1960-1980-е годы
В 1960-х годах ЛЭЗ приступил к технологическим исследованиям и внедрению в производство новых электроизоляционных материалов, специалистами конструкторского отдела был разработан ряд новых специализированных серий крупных машин переменного тока.
В 1970-х годах ЛЭЗ освоил производство новой серии асинхронных двигателей мощностью от 100 до 1000 кВт с термореактивной изоляцией. Все эти годы постоянно увеличивался объем и сложность изготавливаемых заводом установок и аппаратов. Оборудование, произведенное ЛЭЗ в разные годы, до сих пор работает на предприятиях энергетики, металлургических, химических, горно-обогатительных комбинатах, цементных заводах России и СНГ, а также более чем в 40 странах мира.
Собранный турбогенератор ТЗВ-60 в цехе ЛЭЗа
Сотрудничество с НИИЭФА
Изначально Ленинградский электромашиностроительный завод создавался как самостоятельное крупное предприятие, которое могло производить и поставлять народному хозяйству страны электрические машины с различного рода комплектующей аппаратурой. Но, кроме того, и что особенно важно, на завод возлагалась задача производства сложной электрофизической аппаратуры для развития отечественной атомной и ядерной физики.
В послевоенное время Д.В. Ефремов, будучи главным инженером «Электросилы», возглавил работы по изготовлению экспериментальных установок для исследования атомного ядра. Производство этих установок было сосредоточено на строившемся Ленинградском электромашиностроительном заводе. С самого начала существования завода был создан специальный цех № 6, обеспеченный новейшим оборудованием и наиболее квалифицированными кадрами.
А в 1950 году по указанию Д.В. Ефремова (он в это время уже был заместителем министра) в поселке Металлострой был организован Научно-исследовательский институт электрофизической аппаратуры (НИИЭФА), который вместе с заводом полностью взял на себя создание электрической аппаратуры для ядерно-физических исследований. Крупные ускорительные установки создавались на заводе по чертежам НИИЭФА.
Специализация — ядерная физика
Еще в 1935-1936 годах силами Радиевого института им. В.Г. Хлопина и завода «Электросила» был создан первый в Европе ускоритель ионов — циклотрон. Сердечники полюсов его электромагнита имели диаметр 1 м. На нем в 1937 году был получен первый пучок ускоренных протонов с энергией 3,2 МэВ. Первый циклотрон стал основой создания подобных ускорителей с еще большими значениями энергии элементарных частиц. Перед началом Великой Отечественной войны по просьбе Физико-технического института им. А.Ф. Иоффе на заводе «Электросила» был разработан и произведен электромагнит к циклотрону с энергией протонов 12 МэВ, но установить его и пустить циклотрон в эксплуатацию не удалось: помешала война.
В 1957 году на заводе был изготовлен крупнейший по тем временам синхроциклотрон на энергию 680 МэВ, который был установлен в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне. За создание этого ускорителя группе ученых и специалистов завода была присуждена Ленинская премия.
Синхроциклотрон Объединенного института ядерных исследований в Дубне, созданный на ЛЭЗ.
Совместными усилиями НИИЭФА им. Д.В. Ефремова и ЛЭЗа в 1967 году был создан уникальный «серпуховский» ускоритель протонов для Института физики высоких энергий в Протвино — синхротрон на энергию элементарных частиц в 76 ГэВ.
На ЛЭЗе были произведены ускорители протонов и электронов для научных центров Москвы, Свердловска, Томска, Киева, Харькова, Обнинска, Еревана, для институтов ядерной физики Казахстана и Узбекистана, циклотроны для Польши, Румынии, Чехословакии и других стран. Многие из них, такие как ускоритель в Протвино, электронный синхротрон на 6 ГэВ в Ереване, линейный ускоритель электронов на 2 ГэВ в Харькове были по своим временам крупнейшими в Европе и в мире. Помимо крупных ускорителей для научных центров завод выпускал линейные ускорители для дефектоскопии, медицины, для горнорудной промышленности, аналитическую аппаратуру.
С 1968 года на заводе приступили к серийному изготовлению систем управления и защиты реакторов атомных электростанций, было выпущено несколько партий электромагнитных насосов для различных ядерно-энергетических установок. В 1970 году ЛЭЗ изготовил первый в стране магнитогидродинамический генератор (МГД-генератор) мощностью 20 тыс. кВт. На заводе собирались установки по термоядерному синтезу «Токамак» и «Ангара», двигатели для реакторов атомных электростанций.
Тяжелые 1990-е
В 1990-е годы завод выживал как мог. Менялись собственники, делили территорию, цеха, оборудование. Сохранить ЛЭЗ целиком как профильное предприятие не получилось. Возможно, не удалось бы сохранить совсем, если бы в 2003 году на ЛЭЗ не пришел «Русэлпром».
ЛЭЗ — гидроэнергетике
За время своего существования на ЛЭЗе был накоплен уникальный опыт разработки машин для гидроэнергетики, перешедший к заводу еще от «Электросилы». На «Электросиле» уже в 1930-е годы под руководством ее главного инженера Д.В. Ефремова создавались гидрогенераторы различной мощности для гидростанций страны. Среди первых крупных электрических машин, выпущенных ЛЭЗом в начале 1950-х годов, были два гидрогенератора мощностью по 115 тыс. кВт для Куйбышевской ГЭС им. В.И. Ленина.
И сегодня все гидрогенераторы, производимые концерном «Русэлпром», изготавливаются на ЛЭЗе, а аппаратура цифровых систем управления возбуждением для них — на НПП «Русэлпром-Электромаш», располагающемся здесь же, в одном из корпусов Ленинградского электромашиностроительного завода. Имея возможность производить гидрогенераторы самого широкого мощностного диапазона, завод активно участвует в проектах по модернизации существующих гидрогенераторов, а также, следуя тенденциям энергетического рынка, реализует проекты по малым ГЭС «под ключ». И не только ГЭС: генераторы для первой и пока единственной в России приливной Кислогубской ПЭС, расположенной в губе Кислая Баренцева моря, также изготовлены на ЛЭЗе.
Владислав Стрекопытов